Добрый день дорогие друзья. Давно я здесь ничего не писал. В феврале, после проведенных нескольких дней в Рио-де-Жанейро я прибыл на борт своего судна, работавшего в тот момент неподалеку. В судовой рутине писать особо не о чем, а вернуться домой я предполагал в начале апреля. Но как известно, человек предполагает, а Бог располагает. В конце марта рухнула вся система международных пассажирских авиаперевозок, и я на неопределенный срок застрял на судне. Привезти мне смену из России в Бразилию и доставить в обратном направлении меня не было никакой возможности. В итоге я вернулся обратно в Петербург 6-го июля. Как вернувшийся из-за рубежа, я в соответствии с действовавшими на тот момент правилами вынужден был отбывать двухнедельный домашний карантин. Но все проходит, и 20-го июля я обрел долгожданную свободу. В тот же день я поехал к Лиде за своим маленьким другом, дорогим моему сердцу Греком Ивановичем. Его и моей радости не было предела. Я совершенно зря боялся, что пёс меня забудет, в очередной раз убедился, что собаки умеют ждать. А ведь мы не виделись пять с половиной месяцев. Бог даст, больше таких длинных разлук не будет.
По возвращении я весь август и сентябрь разгребал накопившиеся дела, а в октябре стал осваивать, входящий в моду в эпоху коронавируса и закрытых границ, туризм рядом с домом. Ездил с друзьями на Череменецкое озеро в Лужском районе с месяц назад. А в конце октября вспомнил про очень необычный город в Ленинградской области, где я давно не был, по моему с 2016-го года. И 1-го ноября утром встал и поехал. Речь идет о городе Выборге. Помимо любителей истории и средневековой архитектуры, моя поездка может быть интересна всем питерским собачникам тем, что вполне реально совершить короткое путешествие, уложившись между утренним и вечерним выгулом вашего четвероногого друга. Итак, поехали.
Встав 1-го ноября с утра пораньше, я как следует выгулял Грека Ивановича, ведь ему предстояло долго меня ждать, до самого вечера. Позавтракав на скорую руку, я вышел из дому в сторону метро с таким рассчетом, чтобы успеть на Ласточку — комфортабельную скоростную электричку, отправляющуюся с Финляндского вокзала в 7:55. Через час пятнадцать минут в 9:10 я был на вокзале Выборга.
Здесь необходимо сказать пару слов о необычной, противоречивой, а порой и трагической истории этого города, делающей Выборг непохожим на другие города России. В стародавние времена на этих землях жило племя карелов; платившее дань Великому Новгороду. В 1293-м году, оценив географическое значение этого места, шведский маршал Трогильс Кнутссон, заложил здесь город и начал строительство Замка. Для новгородцев это было вторжением на их земли, на фоне нарастающего противостояния со Швецией, которое тогда только начиналось. В XVI-м веке Великий Новгород вошел в состав Московского царства, которое унаследовало этот конфликт. Противостояние русских со шведами длилось семь веков, периоды войны сменялись шатким миром. Но до XVIII-го века Выборг стоял неприступной крепостью и оставался шведским. В 1710-м году в ходе Северной войны город был взят русскими войсками, а в 1721 году был подписан Ништадтский мир, по условиям которого новая граница между Россией и Швецией была проведена чуть западнее Выборга, примерно там, где проходит современная российско-финская граница. Шведский период в истории этой местности закончился. Прилегающее земли и сам город стали Выборгской губернией Российской империи.
Противостояние со шведами на этом не закончилось. В течении всего XVIII века они пытались взять реванш за Северную войну, но каждый раз проигрывали. По результатам последней русско-шведской войны 1809-го года, Россия забрала себе всю Финляндию, бывшую до того провинцией Швеции. Впрочем, Великое княжество Финляндское имела в царской России широкую автономию. Собственная денежная единица (финская марка), собственный парламент (сейм), собственные вооруженные силы. И подчинение России заключалось в подчинении лично российскому императору. Поэтому когда в России в 1917-м году пала монархия, то Финляндию с Россией больше ничего не связывало. Она объявила о своей независимости, которую тут же признало правительство Ленина. На судьбе Выборга это сказалось самым непосредственным образом, ведь еще в 1811-м году, через два года после присоединения Финляндии к России Выборгская губерния была передана в ее состав. Таким образом, в 1917-м году Выборг оказался в составе независимой Финляндии.
Этот перелом эпох был трагичен для города. Дело в том что в период Выборгской губернии (1710-1811) в город переселилось много людей из других концов Империи и население было многонациональным. Финны, шведы, русские. В период великого княжества Финляндского, под покровительством российских царей росло финское национальное самосознание, и в глазах финских «широких народных масс» в независимой Финляндии русским было не место. Предельно накалила обстановку, начавшаяся сразу после получения независимости финская Гражданская война между «красными» финнами, ориентировавшимися на российских большевиков, взявших власть в Петрограде и «белыми» финнами тесно связанными с германским генштабом. Белофиннами командовал бывший генерал Российской Императорской армии, по происхождению финский швед Карл Густав Маннергейм. В глазах рядового и младшего офицерского состава «белофиннов» все проживавшие в Финляндии русские были «красными» и считались неблагонадежным элементом. Поэтому данная сверху команда на расправу с «красными» стала роковой не только для финских красногвардейцев, но и для многих нейтральных (а также и для сочувствовавших белым финнам из-за неприятия большевистской революции в России) выборгских русских. Когда 29-го апреля 1918-го года белофинские егеря вошли в Выборг, они стали немедленно зачищать город. Прочесывали дома и квартиры, забирая людей. По свидетельствам очевидцев, чтобы понять финн перед ними или нет егеря просили считать по фински и если им чудился неправильный акцент, то человека арестовывали. Задержанных (в их число попадали и те кто считал без акцента, но егеря посчитали их «красными», русские же мужчины способные держать оружие арестовывались в любом случае, так как для белофиннов они были «красными» априори) повели, кого в Замок, а кого через Крепостной мост в Анненские укрепления. Несчастные наверное не догадывались, что это их последний путь. По прибытию на место их расстреляли. По сути на фоне внутрифинского гражданского конфликта была проведена этническая чистка космополитичного, имперского Выборга. Событие вошло в историю как Выборгская резня ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборгская_резня ). Общее число жертв оценивается от трех до пяти тысяч человек, при этом русских (а так же ошибочно принятых за них представителей других народов, попал под горячую руку один не умевший говорить по фински повар итальянец) около пятисот. В 2013-м году в Анненских укреплениях был установлен памятный знак убитым мирным жителям Выборга.
Но все проходит. Осела пыль первой мировой и гражданской войны, между появившимися на месте Российской Империи Финляндией и РСФСР был подписан Тартуский мирный договор, который однако не был прочен. Финские националисты грезили о великой Финляндии до Урала и были убеждены, что граница проведена не справедливо, а в России возникла тревога, так как граница с враждебным государством пролегла в 30-ти километрах от второго города страны — Ленинграда. Казалось бы в 1809-м году в противостоянии на Северо-Западных рубежах России была поставлена точка. Но в 1917-1920-х годах эта точка превратилась в кровавую запятую. Новую точку предстояло поставить Советской Армии в 1944-м году. Ну а пока история отвела финскому Выборгу два счастливых межвоенных десятилетия. Финский период был счастливым для города. Выборг был вторым городом Финляндии, но в 1939-м году мирной жизни пришел конец. В Европе началась Вторая мировая война. СССР, обеспокоенный стратегической уязвимостью Ленинграда, потребовал от финского правительства отодвинуть границу от города на Неве и получил отказ. Началась Зимняя война (ноябрь 1939 — март 1940 года) по итогам которой Выборг отошел к СССР. Финское население эвакуировалось и на их место прибыли советские переселенцы. Но обжиться на новом месте им не дали. С началом Великой Отечественной Войны в июне 1941-го Финляндия присоединилась к войне против Советского Союза на стороне фашистской Германии. Советские переселенцы спешно покинули город, куда вернулись жившие до 1939-го года финны. Но в 1944-м году им пришлось повторно и в этот раз навсегда покинуть город, ставший советским. В 1947-м году был подписан Парижский мирный договор, закрепивший новую границу между СССР и Финляндией. С тех пор она не менялась, ведь Россия в международных отношениях является правопреемником СССР.
В послевоенный период Выборг заселили переселенцами со всех уголков Советского Союза. В городе развивалась промышленность, порт, жилищное строительство. К сожалению реставрации порушенной войной архитектуры уделялось недостаточно внимания, стране было что после 1945-го года восстанавливать и помимо Выборга. Да и гонка вооружений не оставляла свободных средств. Но в последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону и город приобретает свое лицо. Итак, вперед. Для туриста Выборг начинается с Вокзала:
От Вокзала по Набережной в сторону Рыночной площади.
Выходим на Рыночную площадь. Здесь две главных достопримечательности — построенное в 1904-1905 годах здание городского рынка и Круглая башня, построенная в 1547-1550 х годах как часть Выборгской крепости. Внутри башни в наши дни находится очень приятный ресторан со Средневековыми интерьерами.
Далее, за Рыночной площадью расположены прилегающие к Крепостной улице кварталы — сердце старого Выборга. Именно в этом районе больше всего средневекового духа, а так же больше всего руин.
Крепостная улица выводит на прямо на площадь Старой Ратуши, что напротив Выборгского замка. На площади установлен памятник основателю Выборга Торгильсу Кнутссону. Так же там есть кафе Крендель, где я съел вкуснейшую ржаную карельскую калитку с капучино.
Проезд с площади Старой Ратуши на Крепостной мост украшен двумя статуями, символизирующими основы благополучия города — промышленность и торговлю.
Когда заходил на Крепостной мост не мог не вспомнить, что этот путь оказался последним для жертв Выборгской резни 1918-го года. Грустно.
В Замке выяснилось, что вход на Башню святого Олафа теперь только в составе организованных групп, а сбор ближайшей группы через час, поэтому я пошел на остров Твердыш осмотреть памятники Апраксину и Петру I, а так же Анненские укрепления.
Тем временем надо было спешить в замок на башню. Я пошел обратно по Крепостному мосту и свернул в замок. Группа для подъема на Башню Святого Олафа собиралась во дворе Замка.
На осмотр города с высоты нам отвели не очень много времени — около двадцати минут. Пришлось спускаться (хотя не хотелось). Оставшееся до «Ласточки» время я потратил на обход и фотографирование центра города и на обед в Круглой Башне.
Так, гуляя и фотографируя я не заметил как пришло время садиться в «Ласточку» и ехать домой. Скоростная электричка за час пятнадцать минут домчала меня до Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, где я прыгнул в метро и уже через полчаса был у себя в Западном Мурино. Меня ждала вечерняя прогулка с Греком Ивановичем.