Мы уже писали о таком понятии, как знак обслуживания. Его определение раскрыто в законодательстве об интеллектуальной собственности. Так, Гражданский кодекс установил, что знаки обслуживания используются в отношении работ и услуг, в отличии от товарных знаков, которые относятся непосредственно к товарам. Напомним, оба термина: знак обслуживания и товарный знак – это средства индивидуализации, то есть они создаются, чтобы выделить конкретную компанию, ее услуги или продукт.
https://www.rinfin.ru/news/other/kak-bystro-i-legko-zaregistrirovat-znak-obsluzhivaniya/
Чтобы обозначение стало знаком обслуживания, оно должно пройти регистрацию в Роспатенте. После этого оно получает правовую защиту, т.е. его использование сопровождается следующими правилами:
· регистрация обозначения (будь то слово или фраза, или графическое изображение) в качестве знака обслуживания дает владельцу исключительные права (т.е. он вправе распоряжаться знаком, в том числе разрешать использовать его другому лицу);
· после регистрации знака обслуживания Роспатент выдает свидетельство о регистрации;
· свидетельство о регистрации знака обслуживания действует 10 лет (его можно продлить неограниченное количество раз снова на 10 лет);
· неуникальные обозначения или те, что используются повсеместно, а также бранные выражения, нецензурные рисунки и т.п. не могут быть зарегистрированы в качестве знака обслуживания.
Кому нужен знак обслуживания?
Знак обслуживания нужен организациям, которые оказывают какие-либо услуги или выполняют работы. Он послужит для индивидуализации такой компании, т.е. поможет выделить ее среди конкурентов.
Запоминающийся знак обслуживания поможет Вашим клиентам без труда найти Вашу вывеску, сайт в Интернете или посоветовать Вас знакомым. За счет визуализации Вашей фирмы, Вы запомнитесь, а, значит, будете ассоциироваться с определенной услугой. Это важно, т.к. в каждой отрасли работают тысячи схожих компаний, которые оказывают одни и те же услуги. В таком изобилии клиентам порой сложно сделать выбор. Поэтому разработаны различные механизмы, выделяющие предпринимателей, их бренды и продукты.
Каждый знак обслуживания уникален (Роспатент строго следит за этим). Удачный знак способен быстро закрепиться в сознании потребителей, а, значит, может помочь сэкономить на рекламе. К примеру, Вы точно знакомы со следующими знаками обслуживания, даже если уже очень давно не видели рекламу компаний, которым они принадлежат:
· «Аэрофлот»,
· «Теле2»,
· «Сбер».
Каждый в России знает, что первое обозначение – это название крупнейшей в стране авиакомпании. Всем знакомы характерные цвета и визуальный ряд этого бренда. Тоже касается и оставшихся двух обозначений: оператор связи и занимающий лидирующие позиции банк.
Перечисленные выше знаки обслуживания уже известны, они мелькали в рекламе, на улицах можно встретить сотни вывесок с ними, их названия «на слуху». Поэтому они защищены законом. Посторонним лицам запрещено их использовать и выдавать себя за их владельцев, предлагая свои услуги.
Что дает регистрация знака обслуживания?
Зарегистрированный знак обслуживания защищен от нелегального использования. Это связано с тем, что он относится к результатам интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, является сложным креативным процессом. Многие предприниматели даже нанимают специалистов, которые занимаются разработкой уникальных логотипов, дизайна, сайта и других средств индивидуализации компании. Они платят за это немалые средства. Поэтому результаты умственных трудов должны быть защищены на уровне законов.
Если кто-то использовал чужой знак обслуживания, то он рискует быть привлеченным к суду. За нарушение авторских прав грозит суровое наказание. Владелец знака может претендовать на взыскание штрафа в размере нескольких миллионов рублей.
Какими бывают знаки обслуживания?
Знаки обслуживания, как и товарные знаки, традиционно подразделяются на следующие виды:
· Словесные (это название фирмы, бренда, конкретного товара или услуги, например, Coca-Cola, Sony);
· Изобразительные (это логотипы, т.е. изображение, включающее название, например, Adidas и Apple);
· Объемные (это более сложное обозначение, которое включает материальный аспект, к примеру, оригинальная упаковка или процедура предоставления услуги);
· Комбинированные (например, сочетание слова и изображения);
· Звуковые (например, известная всем заставка радиостанции «Маяк»);
· Обонятельные (это редкая категория, к примеру, в Австралии спа-салону в качестве товарного знака принадлежит запах лимонной травы).
Что можно зарегистрировать в Роспатенте?
Как знак обслуживания, можно зарегистрировать:
· слово, фразу, рисунок;
· объемное обозначение (упаковку),
· их комбинации.
Что нельзя зарегистрировать в Роспатенте?
Знаком обслуживания не признают ряд обозначений. Среди них:
· общеупотребимые фразы (к примеру, «юридические услуги»);
· общепринятые символы и термины без уникальной графики;
· слова, относящиеся только к услуге, т.е. характеризующие качество, время, место и способ ее оказания;
· слова, противоречащие интересам всего общества, гуманности и морали;
· официальные символы стран и регионов (флаги, гербы, ордена, денежные знаки);
· слова, которые способны ввести в заблуждение потребителя.
Таким образом, статус знак обслуживания не получат такие обозначения, как «аудитор», герб Владивостока, призыв к беспорядкам и знак Евро.
Как зарегистрировать знак обслуживания?
Чтобы зарегистрировать собственный знак обслуживания, нужно обратиться в Роспатент. В регистрирующий орган следует предоставить следующие документы:
· заявку на регистрацию знака обслуживания;
· сам знак обслуживания, его описание в свободной форме или изображение;
· перечень услуг, к которым будет применяться данный знак обслуживания (составить его нужно строго в соответствии с Международной классификацией);
· согласие на обработку персональных данных.
Как подать документы в Роспатент?
Роспатент принимает заявительные документы для регистрации знака обслуживания одним из следующих способов:
· Лично;
· В форме электронных документов через сайт Федерального института промышленной собственности (ФИПС);
· В форме электронных документов через «Госуслуги»;
· По почте.
Как быстрее всего зарегистрировать знак обслуживания?
Обратиться за помощью в РИНФИН. Мы предлагаем следующие услуги:
· Регистрация знака обслуживания или товарного знака
· Защита знака обслуживания и товарного знака
· Проверка знака обслуживания и товарного знака на уникальность
· Продление срока действия знака обслуживания и товарного знака
· Разработка фирменного стиля, знака обслуживания, товарного знака, логотипа