Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Следы древней цивилизации "белых мужчин ростом 2.5 метра" в Южной Америке (часть 1)

Оглавление

2 февраля 2023 года на научно-популярном портале «Ancient origins» была опубликована статья чилийского историка Рафаэля В. Эйсманна «Кольцо гигантов эпохи инков?»[1]

Кольцо гигантов эпохи инков (фото из статьи Рафаэля Эйсманна[1], фото Селсо Гарсиа Варгасом, 2019)
Кольцо гигантов эпохи инков (фото из статьи Рафаэля Эйсманна[1], фото Селсо Гарсиа Варгасом, 2019)

Предисловие, интересное само по себе

Вообще-то ещё от первых конкистадоров (испанских завоевателей Америки конца XV—XVI веков) было известно, что инки и майя рассказывали им о том, что до них на этих землях (в Южной Америке, на территории нынешних Перу, Боливии и Чили) жили гиганты. И автор обсуждаемой статьи, Рафаэль Эйсманн, ссылается в её начале на хроники конкистадора и хрониста Педро Сьеса де Леона (1520-1554). В статье Википедии «Pedro Cieza de León» читаем (в переводе с английского):

«Педро Сьеса де Леон (Испания, ок. 1520 – 1554) – испанский конкистадор и хронист Перу. Он известен прежде всего своей историей и описанием Перу, «Crónicas del Perú». Он написал эту книгу в четырех частях, но только первая была опубликована при его жизни; остальные разделы были опубликованы только в 19 и 20 веках. … Хотя его работы носят исторический характер и повествуют о событиях испанского завоевания Перу и гражданских войнах между испанцами, большая часть их важности заключается в его подробных описаниях географии, этнографии, флоры и фауны. Он был первым европейцем, описавшим некоторые местные перуанские виды животных и овощей».

Как видно, даже весьма консервативные редакторы Википедии не считают Петро де Леона фантазёром, или несерьёзным автором. Так вот, в «Хрониках Перу» он писал (к сожалению, очень кратко): «Задолго до правления Инка в тех краях жили люди, похожие на великанов, такие же взрослые, как и фигуры, высеченные в камнях».

Далее Рафаэль Эйсманн рассказывает о поездке своего коллеги, инженера Селсо Гарсиа Варгаса в Боливию и Перу в поисках следов первобытной цивилизации Тиауанако и инков. Напомним здесь, что Тиауанакуо — древний город и центр одноимённой андской цивилизации. Кстати, впервые этот город описал в своей книге «Хроники Перу» тот самый упомянутый выше испанец Педро Сьеса де Леон. Тиауанако находится в 15 км от южного берега озера Титикака в Боливии. Учёные (археологи и историки) считают, что т.н. «андская цивилизация» зародилась где-то в XV веке до н.э. и существовала вплоть до XIV века н.э.

Храм Каласасайя («Храм стоящих камней») в Тиауака, (фото из статьи Википедии «Тиауака», Авторство: rodoluca, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53259946 )
Храм Каласасайя («Храм стоящих камней») в Тиауака, (фото из статьи Википедии «Тиауака», Авторство: rodoluca, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53259946 )

Между прочим, с 2000 года город и комплекс Тиуанако является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Но для нас сейчас может быть интересно то, что до андской цивилизации в этом регионе, близ озера Титикака, вероятно, существовала ещё более древняя цивилизация, как-то связанная с шумерами, — так как в 1950-х годах близ города Тиуанако была раскопана большая керамическая чаша (Фуэнте Магна), на внутренней поверхности которой имеется клинописный текст, который некоторые исследователи считают прото-шумерской клинописью. До сих пор вокруг этой надписи на чаше (а также аналогичных текстов на одной из древних статуй), идут дискуссии.

Клинопись на внутренней поверхности чаши Фуэнте Магна (из открытого доступа, Яндекс-картиеки)
Клинопись на внутренней поверхности чаши Фуэнте Магна (из открытого доступа, Яндекс-картиеки)

Цитирую из стать Википедии «Фуэнье Магна» (с сокращениями):

«В 2000 году два боливийских исследователя-любителя — Бернардо Бьядис Яковаззо и Фредди Арсе [3], предположили, что один из текстов Фуэнте Магна — клинописный — имеет отношение к шумерам. Второй текст, возможно, исполнен на семитском языке, знаками, образованными под влиянием шумерской клинописи. С просьбой о попытке прочесть тексты они обратились к доктору Клайду А. Винтерсу (Clyde A. Winters). Он утверждает, что ему удалось перевести шумерские надписи, но он не поддержал версию надписей на семитском языке. Однако подобные изыскания нашли поддержку только в около научных кругах, поскольку ни боливийские любители, ни Клайд Винтерс не являются специалистами-шумерологами и не владеют клинописью. [3].
Интересно, что во время изучения надписей Фуэнте Магна, относительно которой изначально были сомнения в подлинности, нашли и доставили в ту же муниципальную экспозицию так называемый Монолит Покотиа (Monolito de Pokotia). Это двухметровая статуя оракула по имени Путаки (Putaki). Происхождение статуи никаких сомнений не вызывало и относилось к раннему периоду цивилизации Тиуанако. Статуя также несла на себе символы, подобные Фуэнте Магна. Специалисты (например, мезо-американист к. и. н. Д. Д. Беляев) характеризуют эти символы как подлинные, но не имеющие отношения к клинописи и лишь поверхностно похожие на неё[3]

Что касается «статуи оракула» (монолита Путаки), то, на мой взгляд, нанесённые на нём символы мало похожи на шумерскую клинопись (в отличие от клинописи на чаше Фуэнте Магна), поэтому мы не будем отвлекать внимание читателей в эту сторону.

Тем не менее, самый сильный (хотя и самый спорный) вектор эта история получает из книг Захарии Ситчина[2], где он утверждает, что один из лидеров ануннаков, Нинурта (сын Энлиля) с группой шумеров в поисках новых крупных месторождений золота ушёл из Месопотамии на Дальний Восток, а затем пересёк Тихий океан и основал базу близ озера Титикакак (и они начали добычу золота на западном склоне Анд). По Ситчину, это было за несколько тысячелетий до Великого Потопа, — планетарной катастрофы, которая, как установили учёные уже после смерти Ситчина, имела место примерно 12 800 лет назад из-за падения огромного астероида в Атлантику. По Ситчину, Нинурта и его шумеры пережили гигантское цунами, обогнувшее Землю, — поскольку озеро Титикака находится на высоте более трёх тысяч метров над уровнем моря. По Ситчину, один из главных богов ацтекского пантеона богов, — Кетцалькоатль («Оперённый змей»), — это как раз запечатлённый в мифах Нинурта.

Озеро Титикака, фото из статьи Википедии «Титикака»ю.
Озеро Титикака, фото из статьи Википедии «Титикака»ю.

Конечно, я понимаю, что ссылки на Захария Ситчина могут отвратить от дальнейшего чтения непримиримых к альтернативной истории читателей, — но в данном контексте я не могу пройти мимо его версии шумерских следов в Южной Америке. Уж очень точно этот «пазл» Ситчина входит в обсуждаемую тему.

Теперь, после этого длинного предисловия, обратимся к статье Рафаэля В. Эйсманна «Кольцо гигантов эпохи инков?»[1]

Рассказ Селсо Гарсиа Варгаса о гробнице гиганта в пещере Анд

Что же рассказал автору обсуждаемой статьи Селсо Варгас после своей поездки в Боливию и Перу в поисках следов первобытной цивилизации Тиауанако? Вот что пишет об этом рассказе Рафаэль Эйсманн[1] (цитирую с некоторыми сокращениями):

<<Несколько лет назад Селсо Гарсия Варгас отправился в высокогорье Анд. Недалеко от священного места Ольянтайтамбо (примерно в 90 км к северо-западу от Куско, древней столицы Империи инков) он встретил потомка коренного перуанца, который после серии бесед рассказал о необычной экспедиции (паломничестве). Он рассказал о паломничестве, которое группа местных жителей совершила к священной горе, связанной с озером, где “огни падают с неба” и “перед рассветом они покидают озеро и возвращаются к звездам”. На этом горном участке они проводили определенные ритуалы, а затем они нашли там “большую гробницу”, в которой увидели “тело гиганта”.

Пораженный, я спросил Селсо Гарсиа Варгаса, какое слово конкретно использовал его информатор. “Гигант”, — невозмутимо ответил он. Информатор также объяснил, что они видели череп “гиганта” с “двумя выступами”. … И, что удивительно, они также нашли кольцо, предположительно принадлежавшее этому гиганту.>>

Этот рассказ Рафаэль Эйсманн заключает самокритичной фразой: «Для большинства простое упоминание “гиганта” опровергло бы и даже высмеяло этот отчет», — это похоже на ту самокритичную оговорку, которой я заключил свой рассказ о версии Захарии Ситчина о шумерском следе в Южной Америке:) И затем, настаивая на возможности серьёзного отношения к теме древних гигантов, Рафаэль Эйсманн напоминает, что со времён открытия Америки (с 1492 года) европейцы разных национальностей в своих публикациях о Южной Америке раз за разом разрабатывали записи первопроходцев о присутствии “гигантов” (или их останоков, или рассказов о них) практически по всему континенту Южной Америки.

Эйсманн напоминает нам (недоверчивым читателям), что “гигантах” являются частью трудов Америко Веспучио, и многих других известных исследователей, хронистов и историков Мезоамерики XVI – XVIII веков, — как Берналь Диас дель Кастильо, Педро Сьеса де Леон, Фернандо де Монтесинос, Фрай Диего Дуран, Джозефа де Акоста, Франсиско Лопес де Гомара, Мариано Фернандес де Эчеверрия и Вейтия, Альваро Нуньес Кабес де Вака, мексиканский хронист и истрик Фернандо де Альба Иштлильшочитля, миссионер, автор книги о доисторических обитателях Мезоамерики Хосе Мариано Ротеа, и лингвист и этноисторик Андрес де Ольмос, — и других летописцев и исследователей.

И далее Рафаэль Эйсманн пишет:

«Но были ли “гиганты” продуктом европейского менталитета того времени? Были ли эти сообщения простой выдумкой историков? Если да, то какова могла быть причина или цель? Осмелились бы самые престижные ученые того времени, во многих случаях связанные с католической церковью, "изобрести" что-то подобное? Или, что более тревожно, были ли эти записи результатом подлинных наблюдений?

Вопреки всем современным представлениям и предрассудкам, доиспанские традиции от Огненной Земли до Аляски свидетельствуют о существовании “гигантов”. В предании племени Селькам с Огненной земли говорится о великанах Каскелах, Каучо и "великане с острова Хосте. В Патагонии местные жители и и зафиксировали “гигантов” и их поселения, такие как Рейно–де–лос-Гигантес —“Королевство гигантов” — и Вулкан–де-лос-Гигантес “Вулкан гигантов” (Мелимою). Эпитетом этих гигантов были “Виракочи”. Этимологическое значение этого понятия связано с «плавильными печами», с выплавкой металлов. Виракоча, таким образом, означает “металлург”.

В священной доисторической традиции виракочи были Белыми богами, которые распространили цивилизацию в Северной и Южной Америке с юга на север. Со временем андские мифы, которые были записаны конкистадорами и хронистами, и даже исследователями в течение 20-го века, ссылаются на существование этих богов как живых существ.»

Виракоча, изображение из статьи Википедии «Кон-Тикси-Виракоча» (Общественное достояние: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1622834)
Виракоча, изображение из статьи Википедии «Кон-Тикси-Виракоча» (Общественное достояние: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1622834)

***

Конечно, мои комментарии к цитированным в статье материалам это мои личные оценочные суждения, и я не претендую на знание "абсолютной истины".

Продолжение смотрите здесь: "Раса гигантов (2.5 м) в Южной Америке. Европейцы видели их в XVI-XVIII веках (ч. 2)"

Задавайте вопросы, пишите комментарии, ставьте лайки, и, конечно, подписывайтесь на наш ПетроПрогноз!

Литература

1. «An Extraordinary Discovery: A Giant’s Ring of the Inca Era?» by Rafael Videla Eissman Рафаэля В. Эйсманна «Кольцо гигантов эпохи инков?» // «Ancient origins», 2 февраля 2023

2. Ситчин Захария. «Потерянная Книга Энки». — М., 2010