По решению суда «Жилищник Молжаниновского района» обязан выплатить неустойку в размере 19 300 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 12 150 руб., а также возместить расходы на почтовые отправления и предоставить информацию об услугах.
Управляющую организацию будем привычно для читателей называть - УК.
Начало:
26.04.2021 г. отправил Претензию с требованием раскрыть порядок начислений платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) за потребляемое тепло в жилом помещении ежемесячно.
29.04.2021 г. УК получила Претензию
В ответе ГБУ Жилищник порядок начислений платежей за потребляемое тепло в жилом помещении помесячно не раскрыло.
После обращения в Жилищную инспекцию, 7 октября 2021 года мировой судья судебного участка № 65 Молжаниновского района города Москвы рассмотрел дело № 05-0459/65/2021 об административном правонарушении, совершённом ГБУ «Жилищник Молжаниновского района». Суд признал управляющую компанию виновной в нарушении статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Это решение суда представляет интерес, так как в нём содержатся показания юриста ГБУ, который отвечал на вопросы судьи. О процессе рассказал ранее тут
Чтобы получить информацию о начислении платы за тепло и взыскать неустойку за отказ в ее предоставлении, подал иск по Закону РФ «О защите прав потребителей».
Иск, рассматривался в течение двух лет.
При пером рассмотрении в первой и второй инстанциях суды в иске отказали. И только третья инстанция, рассмотрев жалобу, признала, что их отказы были необоснованными и основывались лишь на наличии информационных стендов в подъезде и общей информации на сайте ГИС ЖКХ.
Второй кассационный суд вернул дело на новое рассмотрение по существу заявленных требований.
Обоснование:
- Показания прибора учета подаются в УК
- Положениями частей 1, 10 ст. 161 ЖК РФ, статьями 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пунктов 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предусмотрено право потребителя коммунальных ресурсов получать от управляющей компании информацию, связанную с управлением многоквартирным домом и предоставлением коммунальных ресурсов.
- Управляет многоквартирным домом Ответчик, поэтому обратился к нему с заявлением и потом с претензией, в которых просил рассчитывать услуги теплоснабжения по прибору учета и информацию о порядке начисления платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения.
- Запрашиваемую информацию Ответчик не предоставил.
- ГБУ осуществляет предпринимательскую деятельность и является исполнителем по возмездному договору выполняющим работы и оказывающим услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а я потребитель, приобретающий и использующий указанные работы и услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. На заявленные исковые требования распространяется Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- Право потребителя, на получение информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по обеспечению жилого помещения теплом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг, нарушено.
- Не имею возможности оценить правильность начисления платы за услуги – графа «Отоп.осн.пл.» в платежном документе.
Решение:
(извлечение)
15 января 2025 года Суд в составе председательствующего судьи Головинского районного суда г. Москвы Яковлевой В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0723/2025 по иску Лачкова Виталия Сергеевича к ГБУ г. Москвы «Жилищник Молжаниновского района» о признании действий/бездействий выраженных в отказе в предоставлении информации, об обязании предоставить информацию,
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст.153 ЖК РФ
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры №00000, расположенной по адресу: адрес.
Управляющей организацией многоквартирного жилого дома по указанному адресу является ГБУ г. Москвы «Жилищник Молжаниновского района».
Истец указывает на то, что управляющей организацией на его обращения не раскрыта информация о ежемесячном начислении оплаты услуг по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) для жилого помещения с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г.
На территориях всех субъектов информация подлежит размещению в ГИС ЖКХ в порядке, установленном ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ. Состав, сроки и периодичность размещения утв. Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно пункту 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрен Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (ред. от 11.09.2020) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Разделом 10 указанного приказа "Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом" предусмотрено размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации, в том числе:
- адрес официального сайта управляющей организации, товарищества, кооператива в сети "Интернет" (при наличии), ссылка для скачивания электронного приложения для мобильных устройств (при наличии);
- договор управления многоквартирным домом;
- информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;
- вид выполненных работ (оказанных услуг) по капитальному ремонту;
- стоимость выполненных работ (оказанных услуг) по капитальному ремонту в соответствии с актом выполненных работ (оказанных услуг);
- объем выполненных работ (оказанных услуг) по капитальному ремонту в соответствии с единицами измерения, указанными в пункте 12.5.5.5;
- информация о перечне, об объеме, о качестве ресурсов, поставляемых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и соответствующие договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжения (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договор);
- информация о договорах, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, о договорах на поставку коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, заключенных между ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, о договорах, заключенных между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг.
Соответственно, размещение в публичном доступе в установленном выше порядке соответствующей информации является выполнением установленной законом обязанности ответчика по делу по раскрытию информации.
Разрешая требования истца об обязании ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» предоставить информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах), а именно предоставить информацию о порядке начисления платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г. суд приходит к следующему выводу.
Закон "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 (Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ/оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со статьей 4 Закона продавец/исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе/услуге, исполнитель обязан выполнить работу/оказать услугу, соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 утверждены Правила "О предоставлении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила).
Согласно п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем информацию о порядке начисления (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г. ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» истцу не предоставил.
Таким образом, в соответствии с положениями абз. 4 п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", ч. 1, ч. 3 ст. 143.1, ч. 10.1 ст. 161, ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, пп. "б" п. 9, п. 13, пп. "р" п. 31, пп. "г" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, п. п. 34, 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, п. п. 34, 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ, а также факт того, что ответчиком не предоставлена информация о порядке начисления платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г., а также не предоставлен расчет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и считает необходимым обязать ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» предоставить информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах), а именно предоставить информацию о порядке начисления платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г.
Разрешая требования о взыскании неустойки в размере 19 300 руб. 77 коп., суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
В силу п. п. 1 - 3 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
2. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.
3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Поскольку истец оплачивал выставленные квитанции, однако сведений о правильности начислений ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» суд считает, что имеются основания для взыскания предусмотренной п. 3 ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" неустойки, в размере 19 300 руб. 77 коп., определяя размер неустойку суд считает необходимым отметить, что она не превышает суммы оплаченной потребителем за период с марта 2020 года по апреля 2021 года по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес.
Со стороны ответчика в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение факта надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по договору, либо в подтверждение невозможности исполнения договора по причинам, не зависящим от ответчика.
Учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения ответчиком прав потребителя Б.С., суд, руководствуясь ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", считает возможном взыскать с ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» в пользу истца в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 5 000 руб. с учетом характера нарушений прав потребителя, их продолжительности, последствии, а также требований разумности и справедливости.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителя" с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно в размере 12 150 руб. 38 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере 359 руб. 36 коп., которые были им понесены в связи с направлением претензии и искового заявления.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» в доход бюджета г. Москвы подлежит взысканию госпошлина в размере 24 000 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Признать действие/бездействие ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» выраженные в отказе в предоставлении информации о выполняемых работах (оказываемых услугах), а именно информации о ежемесячном начислении оплаты услуг по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г., незаконным.
Обязать ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» предоставить информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах), а именно предоставить информацию о порядке начисления платежей (из каких показаний и как сделаны расчеты начислений) по услуге по отоплению основной площади - «Отоп.осн.пл.» для жилого помещения, по адресу: адрес, с 01 марта 2020 года по 30 апреля 2021 г.
Взыскать с ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» пользу Лачкова Виталия Сергеевича неустойку в размере 19 300 руб. 77 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 12 150 руб. 38 коп., а так же расходы на оплату почтовых услуг в размере 359 руб. 36 коп.
Взыскать с ГБУ «Жилищник Молжаниновского района» в доход бюджета г.Москвы госпошлину в размере 24 000 руб.
Пример Заявления в УК о предоставлении информации
УК ИНН 000000000
Заявление
Своевременно передаю показания прибора учета _______.
Прошу сообщить информацию о ежемесячном начислении оплаты по услуге _________________, а именно из каких показаний и как сделаны расчеты начислений по данной услуге за период с _________________ по ________________,
для жилого помещения, по адресу: __________________________.
"___"_________ г. ФИО подпись
♨️ Имеем право на получение от УК всей информацию об услуге и о порядке расчетов платежей за нее.
♨️ До подачи иска нужно направить Претензию.
♨️ Отправлять документы можно через раздел обращения в ГИС ЖКХ, но лучше заказным онлайн - рассказывал ранее тут
♨️ Иск о защите прав потребителя не облагается госпошлиной.
Вам могут быть интересны:
Если статья Вам понравилась, поставьте 👍 - это помогает другим узнать о публикации
Приглашаю в мой телеграм канал @vitaliylachkov
Там Решения выкладываю целиком и обсуждаем дела в комментариях