Найти в Дзене
Записки о разном

Женщины в истории Российской армии

Женщины в истории Российской армии СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Участие женщин в воинских формированиях в древний период 2. Участие женщин в воинских формированиях на Руси 3. Законодательное закрепление места женщины в армии 4. Женщины в истории Российской армии 5. Слово «армия» — женского рода Заключение Библиографический список Введение В настоящее время женщина в рядах Вооруженных сил Российской Федерации не редкость. Женщины в одном строю с мужчинами несут все тягости службы и представлены во всех родах войск, даже в самых элитных. Право служить своей Родине, Отчизне женщины завоевывали на протяжении всего пути нашего государства. Исторические источники повествуют о подвиге русских женщин на полях сражений и той немалой роли, которую они сыграли. На страницах данной работы хотелось бы доказать мужской части населения страны, что история русских воительниц начинается не с Петровских времен и не с подвига женщин в Великой Отечественной войне. Воинские формирования в древние времена и после

Женщины в истории Российской армии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Участие женщин в воинских формированиях в древний период

2. Участие женщин в воинских формированиях на Руси

3. Законодательное закрепление места женщины в армии

4. Женщины в истории Российской армии

5. Слово «армия» — женского рода

Заключение

Библиографический список

Введение

В настоящее время женщина в рядах Вооруженных сил Российской Федерации не редкость. Женщины в одном строю с мужчинами несут все тягости службы и представлены во всех родах войск, даже в самых элитных.

Право служить своей Родине, Отчизне женщины завоевывали на протяжении всего пути нашего государства.

Исторические источники повествуют о подвиге русских женщин на полях сражений и той немалой роли, которую они сыграли.

На страницах данной работы хотелось бы доказать мужской части населения страны, что история русских воительниц начинается не с Петровских времен и не с подвига женщин в Великой Отечественной войне. Воинские формирования в древние времена и последующие эпохи зачастую включали в свой состав женщин.

Ну и, конечно, рассказать о подвиге женщин-воительниц, которые они совершали на каждом этапе истории нашего государства.

1. Участие женщин в воинских формированиях в древний период

Участие женщин в воинских формированиях различных государств имеет давнюю традицию. В древнем Китае отряды женщин охраняли жизнь императора. Во времена Пелопонесской и Коринфской войн женщины впервые приняли участие в военных походах, а в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте они наравне с мужчинами участвовали в вооруженных формированиях греческих войск.

Греческий мыслитель Платон утверждал, что представительницы прекрасной половины человечества необходимы на поле брани в качестве средства психологической поддержки воинов: на их глазах отступить, проявить малодушие или покинуть место битвы мужчина не сможет. И, продолжая свои размышления, ставил вопрос о равноправии мужчин и женщин в воинской сфере: «А разве иная женщина не имеет способностей … к военному делу, тогда как другая совсем не воинственна?» И приходил к однозначному выводу о том, что совместная воинская деятельность мужчин и женщин не только возможна, но и необходима, чтобы «они вместе стояли на страже государства, раз они на это способны».

При этом в той же «Илиаде» Гомер отразил общественное мнение по вопросу участия женщин в воинской деятельности, существовавшее в древности: «Шествуй, любезная, в дом, озаботься своими делами: тканьем, пряжей займися, а война мужей озаботит...»

Отношение к участию женщин в военных формированиях уже в то время было неоднозначным.

Так, в Древней Греции существовал культ богини-воительницы Афины Паллады, а в Древнем Риме – Минервы. Применительно к армиям государств, расположенных в границах современной Европы, начальный период участия женщин в военных походах относится к временам Пелопонесской (431–404 гг.) и Коринфской (395–387 гг.) войн. Упоминания о легендарных амазонках встречаются у древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) при описании войн женских племен с эллинами, а также в древнегреческих мифах. В письменных источниках древних цивилизаций Греции, Рима, Индии упоминается о том, что женщины в древних армиях выполняли не только материально-бытовые функции и оказывали сексуальные услуги, но и непосредственно участвовали в боевых действиях, некоторые из них даже возглавляли воинские формирования. Следует отметить, что на данном этапе участие женщин в воинских формированиях не было урегулировано нормами права и являлось скорее исключением, чем правилом. Хотя у некоторых народов обязанность женщин участвовать в сражениях была закреплена в обычаях. Например, по обычаям сарматов, населявших Центральную Азию с V века до нашей эры по II – IV век нашей эры, девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет в бою врага.

Современные исследователи чаще критично оценивают историческую достоверность всех упоминаний женщин как воительниц. Но оспорить полностью факты участия женщин в боевых действиях невозможно, так как их слишком много, чтоб они все были вымыслом.

2. Участие женщин в воинских формированиях на Руси

В России образ женщины-воина имеет давнюю историческую традицию. Николай Карамзин в "Предании веков" отмечает, что уже в 626 г. н.э. древние византийские летописцы свидетельствовали: при осаде Константинополя находили между убитыми русичами женщин в доспехах. Василий Немирович-Данченко в книге "О русских женщинах" пишет о том, что "первобытные славянки неожиданно пугали врагов во время боя, неистово, с мечами в руках врываясь между сражающимися". Княгиня Ольга имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против непокорных соседей.

Княгиня Ольга почитаться как святая
Княгиня Ольга почитаться как святая

Сотруднику Института военной истории Юлии Ивановой в преданиях о ростовских князьях удалось найти упоминания о женщинах, доблестно сражавшихся вместе с мужчинами на Куликовом поле: княжне Феодоре Пужбольской и Дарье Ростовской, дочери князя Андрея Федоровича.

Дарья Ростовская и воевода Никифор Лихоошерст
Дарья Ростовская и воевода Никифор Лихоошерст

Русские женщины с древних времен военному делу были помощницы не подменные во всех значениях.

Получается, что в ранних страницах истории нашего государства участие женщин в воинских формированиях считалось уместным и допустимым.

Получается, роль женщины изменилась вместе с укреплением нашего государства и отсутствием необходимости активного участия женщин в боевых действиях.

И с дискриминацией роли женщины никак не связано.

  1. Законодательное закрепление места женщины в армии

В России женщины заняли свое место в армейском строю намного раньше, чем это сумели сделать женщины в странах Западной Европы и Америки. Еще при Петре I в Воинском уставе 1716 г. в главе 34 было указано: «Потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть». В 1869 г. было утверждено положение о военных госпиталях, которым было определено, что «для ухода за больными воинскими чинами назначаются сестры милосердия по согласованию с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым Положением». Сестры, состоящие в штатах военных госпиталей, приравнивались к офицерскому составу в правах по пользованию помещениями, бытовыми услугами и получению питания.

Следует отметить, что до середины XIX в. женщины в русской армии не принимали активного участия в боевых действиях и не носили оружия. Единственным исключением стала «амазонская рота», учрежденная по повелению фаворита Екатерины II князя Григория Потемкина в Крыму, сформированная из числа жен и дочерей офицеров. Они прекрасно держались в седле, метко стреляли из ружей, отличались отвагой.

Амазонская рота
Амазонская рота

Екатерина II, посетившая в 1787 г. Крым, осталась довольна женской ротой. Однако вскоре роту расформировали, сочтя, что русская армия может выигрывать сражения, не прибегая к помощи женщин.

Непосредственное участие в боевых действиях женщины стали принимать в период Отечественной войны 1812 г. В период русско-японской войны 1904–1905 гг. на военно-медицинской службе состояло более 3 тыс. женщин, из них 52% – в качестве врачей.

Практика привлечения женщин на военную службу строилась на основе принципа добровольности. Однако в принятых V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституции РСФСР (ст. 19) и постановлении «Об организации Красной Армии»1 была законодательно закреплена всеобщая воинская повинность трудящихся граждан.

Впоследствии положения Конституции РСФСР 1918 г. относительно привлечения женщин на военную службу в обязательном порядке нашли развитие в Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1925 г., но только в военное время. Право привлекать трудящихся женщин для специальной службы в обязательном порядке в военное время предоставлялось Совету Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного Комиссара по Военным и Морским Делам.

Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1939 г. возможность поступления женщин на военную службу была значительно сужена: в соответствии со ст. 13 данного закона ставились на учет и принимались на военную службу женщины, имеющие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку. В военное время указанные женщины могли быть призваны на военную службу. Тем не менее, женщины получили широкий доступ к военным специальностям и даже имели право обучаться в военных академиях. Перед второй мировой войной более 250 женщин закончили различные военные академии.

Дальнейшее развитие законных актов было вызвано с обусловлено рядом причин: развитием научно-технического прогресса, снизившего значение физических усилий, в связи с чем значительно сократилось число профессий, традиционно относившихся к «мужским»; расширением сферы участия женщин в военной доктрине государства.

В настоящее время вопросы прохождения военной службы женщинами регулируются рядом нормативных правовых актов: федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» от 01.01.01 г., «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. № 76, Положением о прохождении военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 (с изменениями и дополнениями), а также нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. В действующем законодательстве вопросы социальной защищенности военнослужащих-женщин, обеспечения их правового положения регулируются на уровне норм международных стандартов в области прав человека: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» (1993 г.), Конвенцией ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), Конвенцией МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (№ г.) и др.

В заключение анализа правовых актов, регламентирующих военную службу женщин в рядах российской армии, хотелось бы отметить, что далеко не все нормативные акты были указаны, отмечены только те, которые разрешали службу женщин в армии.

  1. Женщины в истории Российской армии

Еще в Древней Руси женщины принимали непосредственное участие в воинской деятельности. Например, княгиня Ольга имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против соседей. На данном этапе участие женщин в ратных делах было эпизодическим, скорее вынужденным из-за больших потерь в постоянных конфликтах. Незаурядная личность – русская княгиня Ольга, пожалуй, до сих пор не имеет соперниц среди необыкновенных женщин, которыми богата Россия. Свою хорошо вооруженную дружину она водила на непокорных соседей, завоевывала их земли; обладая проницательным государственным умом, мудро управляла княжеством. Ее благосклонность искала могучая влиятельная Византия, уважали и побаивались князья.

Необходимо также вспомнить Ярославну из легендарного эпоса «Слово о полку Игореве». Былинные строки донесли до нас могучую удаль поленниц, которые не только охраняли рубежи Отечества, но и вступали в поединки с богатырями-мужчинами, ловко скакали на коне, метко стреляли из лука, великолепно владели мечом.

В величайшей битве на поле Куликовом в 1380 году в мужских одеждах рубились с ордынцами русские княжны Дарья Андреевна Ростовская, Феодора Ивановна Пубжольская, дочь воеводы Фили Фекла. Несомненно, были и другие женщины, как из привилегированных слоев, так и простолюдинки, но об этом сведения до нас, к сожалению, не дошли.

Образ русской воительницы (арт)
Образ русской воительницы (арт)

Как уже было сказано в предыдущем разделе, правовой этап начался с петровских времен, и женщины в русской армии не принимали активного участия в боевых действиях и не носили оружия. На них были возложены обеспечивающие функции.

В качестве сестёр милосердия они прибывали на войну, работали в госпиталях. Впервые целенаправленная подготовка женщин для ухода за больными и ранеными начала осуществляться Крестовоздвиженской общиной сестёр попечения о больных и раненых воинах России, учреждённой в сентябре 1854 года в Петербурге. Здесь готовились сёстры милосердия именно для работы в военных госпиталях как в мирное, так и в военное время. В Крымскую кампанию 1853 – 1856 годов на театр военных действий в ноябре 1854 года прибыло 120 сестёр милосердия этой общины (17 сестёр умерли при исполнении служебных обязанностей, 4 получили ранения). В основном это были представительницы высших кругов и интеллигенции. Среди них Е. Хитрово, Е. Бакунина, М. Кутузова, В. Щедрина и многие другие. Хорошо подготовленные в профессиональном отношении, исключительно добросовестные, они работали под пулями, обстрелом, вызывая удивление и восхищение у врачей-мужчин и защитников Севастополя. В дни штурма сёстры не отдыхали по двое-трое суток. Их выдержка и самоотверженность достойны поклонения. Одна из лучших сестёр милосердия Бакунина писала сестре: «Если бы я рассказала все ужасы, раны и мучения, которые я видела в эту ночь, ты бы не спала несколько ночей».

Женщины-врачи обучались в основном за границей. Но в 1872 году открылись Петербургские женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В сербско-турецкую войну 1867 года они уже служили врачами госпиталей и лазаретов. В числе женщин-медиков были В. М. Дмитриева, М. А. Зибольд, Р. С. Святловская. В добровольческих санитарных отрядах «частной помощи» в Сербии работали слушательницы женских врачебных курсов С. И. Бальбот, В. П. Матвеева. От Московской Александровской общины прибыло 36 сестёр во главе с княгиней Н. Б. Шаховской, награждённой медалью на Георгиевской ленте.

Непосредственное участие в боевых действиях женщины стали принимать в период Отечественной войны 1812 г. В период русско-японской войны 1904–1905 гг.

Самым ярким примером является известная женщина-кавалерист Надежда Андреевна Дурова.

Надежда Андреевна Дурова
Надежда Андреевна Дурова

Дочь гусарского ротмистра, она родилась в 1783 году в походе, росла и воспитывалась в полку под звуки труб, топот коней. Надежда выросла влюблённой в ратное дело и презирающей женский пол. Она не представляла себе жизни без коня, сабли и с детских лет мечтала уйти на военную службу. Однажды через город, где жила Надежда, проходил казачий полк, и Дурова, переодевшись в мужскую одежду и оставив на берегу реки своё платье (чтобы создать видимость, что утонула), ушла с казаками как юноша, желающий служить Родине на военном поприще.

Хотя Надежда прекрасно ездила верхом, хорошо стреляла, имела навыки военного дела, ей с трудом давались приёмы боя, овладение тяжёлой пикой, саблей. Несмотря на тяготы походной жизни, юная девушка не только научилась держать в руках тяжёлое оружие, унимая дрожь от напряжения, но и искусно овладела им, уничтожая в бою врагов саблей, копьём, и даже, смело вступая в схватку с неприятелем, спасала жизнь товарищам. Она стала образцовым солдатом, которого ставили в пример другим. Боевое крещение Дурова получила в 1807 году в сражении при Гутштадте, участвовала в боях при Гейльсберге, Фридланде, где, как и под Гутштадтом, она спасла раненого товарища. Во всех сражениях молоденький кавалерист проявлял бесстрашие и отвагу.

Страдая от мысли, что отец, которого она горячо любила, считает дочь утонувшей, Надежда написала ему письмо, умоляя простить и благословить на службу Отечеству. Отец рассказал об этом родственнику, и слух о том, что девица служит в кавалерии, дошёл до царя. Александр I, удивлённый столь необычным обстоятельством, потребовал её к себе. На аудиенции Дурова открылась государю и попросила разрешить ей носить мундир, иметь оружие и служить в сем виде Отечеству. Царь оставил её в армии и, наградив знаком отличия Военного ордена, деньгами, повелел называться его именем с условием, чтобы Александр Александров ничем не запятнал его чести.

Дурова была переведена в самый лучший Мариупольский гусарский полк. Прослужив некоторое время в нём, она попросилась в уланы, мотивируя просьбу тем, что жизнь в гусарском полку ей не по средствам. По другой версии, более романтичной, в смелого кавалериста влюбилась дочь командира и требовала жениться на ней. Гусар Александров, не имея желания открывать свой пол, перевёлся в другой полк. Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года в боях под Смоленском, Колоцким монастырём, в Бородинском сражении. Здесь она была ранена в ногу, контужена и уехала лечиться в Сарапул. После выздоровления в мае 1813 года она снова в действующей армии и опять отличается под крепостью Модлина и городами Гарбургом и Гамбургом. В 1816 году, дослужившись до чина штабс-ротмистра, Георгиевский кавалер Надежда Андреевна Дурова вышла в отставку. Как и всем офицерам, ей была назначена пенсия. Последнее время она жила в Елабуге, где скончалась в 1866 году.

Надо отметить, что Дурова не была первой женщиной, посвятившей свою жизнь ратному делу. В 1984 году «Неделя» писала о Татьяне Маркиной – предшественнице Дуровой. 20-летняя донская казачка из станицы Нагаевской, оставив на берегу реки свою одежду, переодевшись в мужское платье, поступила солдатом в пехотный полк в Новочеркасске. Волевая, энергичная, боевая, она дослужилась до чина капитана. Но её блестящей военной карьере помешало одно обстоятельство – по жалобе сослуживца ей грозил суд. Капитан Курточкин (так она называлась) вынужден был обратиться к императрице. Изумлённая Екатерина Вторая потребовала расследования с привлечением медиков. Капитан женского полка был оправдан, но военной службе пришёл конец. Получив отставку и пенсию, Татьяна вернулась в свою станицу. К сожалению, записок о себе, как Дурова, она не оставила.

В военном мундире с саблей на коне сражалась с врагами ещё одна женщина Александра Тихомирова. Заменив умершего брата – офицера гвардии, очень похожего на неё, она командовала ротой. Около 15 лет прослужила она в армии. Погибла в 1807 году, только после ее смерти сослуживцы узнали от духовника, что отважный гвардеец-капитан являлся женщиной. От рядового до чина капитана дослужилась Татьяна Маркина, под фамилией Курточкин, казачка из станицы Нагаевской, приведшая в изумление Екатерину II, когда стало известно, что капитан «женского полу».

Женщин-воинов, сражавшихся в рядах русской армии, были единицы. Но патриотический порыв и пылкое сердце звали многих из них если не с оружием в руках, то теплотой души и состраданием участвовать в защите Отечества.

В русско-японскую войну дочь солдата и вдова «Михаил Николаевич», надевшая шаровары и сапоги, черкеску и папаху, стала волонтёром в казачьем отряде. Прекрасно зная китайский язык, она приносила огромную пользу в разведке, при допросах, на переговорах с чиновниками, поставщиками. Свой след в истории оставили ещё три женщины, служившие в кавалерии. Это жёны командира 22-го полка Громова, офицера конно-горной батареи Щёголева, смотрителя дивизионного лазарета Макарова.

Первая мировая война тоже знала героев женщин, послуживших своему отечеству. В армиях воюющих государств, в том числе и России, появилось большое число женщин. В русской армии женщины уже не только служили медсестрами и врачами, но и принимали непосредственное участие в сражениях в составе пехотных и кавалерийских частей, разведывательных подразделений. Особую активность в создании таких подразделений проявила Мария Бочкарева – военная разведчица, младший унтер-офицер 28-го Полоцкого полка. Не без ее помощи, к тому времени кавалера Георгиевского креста и обладательницы трех медалей за личное мужество, к концу войны в Мариуполе при 24-м пехотном запасном полку был сформирован женский «батальон смерти». По обе стороны баррикад сражались женщины в Гражданскую войну: воевали в пулемётных командах и кавалерийских частях, несли службу в штабах и госпиталях.

В июне 1917 г. был создан Первый Петербургский женский «батальон смерти» под командованием полного Георгиевского кавалера Марии Бочкаревой. Отношение к таким женским подразделениям было неоднозначным. Любопытен в связи с этим приказ, подписанный генералом В. Марушевским. В нем, в частности, говорится: «… Полагаю, что привлечение женщин к военным обязанностям, не свойственным их полу, лежало бы тяжким укором и позорным клеймом на всем населении…»

В 1917 г. в Александровском военном училище впервые в истории России начали обучение 25 женщин, которые должны были стать первыми русскими кадровыми офицерами-женщинами. Но Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы. 19 ноября 1917 г. Военный совет одобрил предложение о расформировании всех женских воинских подразделений, как не влияющих на боевую обстановку.

Об участии женщин в годы становления Советского государства, кровавые годы гражданской войны и ранние этапы советского общества нет никакого желания, так как этот период истории нашего государства характеризуется особым эпохальным колоритом.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на военной службе было более 800 тыс. женщин, которые были допущены к двадцати трем воинским специальностям. Приказами народного комиссара обороны СССР в Вооруженные Силы проводилась мобилизация женщин для замены красноармейцев (например, приказы народного комиссара обороны СССР № 0276, № 0284, № 0297, № 0459). Мобилизованные женщины обеспечивались всеми видами довольствия наравне с мужчинами-военнослужащими. Высвобождавшиеся красноармейцы направлялись для укомплектования боевых частей. В годы войны многие женщины командовали воинскими подразделениями. За мужество и героизм в годы войны 150 тыс. советских женщин награждены боевыми орденами и медалями. 90 из них стали Героями Советского Союза.

В самом деле: в годы войны были созданы 1-я отдельная женская добровольная стрелковая бригада, 1-й отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки.

Женская добровольная стрелковая бригада
Женская добровольная стрелковая бригада

Ни в одной армии мира не существовало таких воинских частей! А взять партизанские отряды. В них сражались свыше 100 тыс. представительниц слабого пола. Впрочем, что я тут витиевато распространяюсь – даже такого понятия «слабый пол» тогда не существовало.

Свыше полумиллиона женщин стали сандружинницами местной противовоздушной обороны. В молодежных подразделениях 222 тыс. девушек овладели сложнейшими воинскими специальностями снайперов и связисток. Да, у немцев тоже связистки были, равно как и на иных прочих воинских специальностях они держали женщин. Но что такое, например, массовое движение девушек-снайперов, фашисты понятия не имели. Исключительно из женщин были сформированы три авиационных полка, чем тоже не могли похвастаться немцы. Одним из них командовала Герой Советского Союза полковник Гризодубова.

После окончания Второй мировой войны наступает третья часть второго этапа в истории военно–профессиональной деятельности женщин (1945 – 1993 гг.). Для данного периода характерно снижение общей численности военнослужащих–женщин вследствие их демобилизации, а также сужение сферы их военно–профессиональной самореализации. Значительно сократилось количество женщин–офицеров, в основном женщины занимали должности рядового и сержантского состава. Под различными предлогами женщинам отказывали в обучении в военных академиях и выдвижении на вышестоящие должности.

5. Слово «армия» – женского рода!!!

С изменением системы духовных приоритетов, социально–экономической структуры общества в совокупности со стремлением женщин к равноправию, за последние несколько лет произошли кардинальные перемены в распределении ролей в различных социальных группах. Активное участие женщин в мужских видах деятельности, таких как предпринимательство, политика, государственное управление, привело к развитию новых тенденций, таких как служба женщин по контракту.

С некоторых пор наши военкоматы сначала перестали отказывать девушкам в их желании надеть погоны, потом начали их приглашать на службу и с каждым годом всё более активно. Женщины проникли даже в такой сугубо «мужской» род войск как ВДВ. К примеру, в СМИ не раз публиковалась информация о том, что в знаменитой 76-й дивизии ВДВ, дислоцированной в Пскове, служит около 383 женщин, среди них 16 офицеров.

При этом в России военными всегда соблюдалось негласное джентльменское соглашение, согласно которому по мере возможности представительниц слабого пола старались уберечь от любой опасности, особенно во время их нахождения в «горячих точках».

Сегодня в силовых структурах России насчитывается свыше 500 тыс. женщин. В Министерстве обороны недавно служили 115 тыс. (1 генерал, 14 полковников, 75 подполковников и более 300 майоров). В Федеральной пограничной службе – 12 тыс. (625 майоров и 5480 прапорщиков), в ВДВ – около 2 тыс. (48 – офицеры). Сегодня в Вооруженных силах проходят службу 34 089 женщин (чуть более 3,4% от общей численности). Из них – 2899 офицеров, 31 190 – прапорщиков, сержантов и рядовых.

Парад победы 2022 год
Парад победы 2022 год

6. Заключение

В заключении хочется отметить, что за всю историю русской армии случайных женщин в ней не было. Женщины подавали в армию по зову Родины с целью обороны родной земли. Они целенаправленно шли в армейские ряды с целью реализовать себя на ратном поприще, не мысля себя сидящими дома и занимающимися домашними делами.

При всех многочисленных примерах женского героизма и самоотверженного служения государству Российскому. Общество до сих пор не одобряет женской службы в армии, особенно в реальных конфликтах и боевых операциях. Опросы мнений редко набирают больше 25% за службу.

Но, несмотря на все эти факторы, женщины продолжают служить в армии и преумножать героические страницы истории нашего государства.

Библиографический список

I. Источники:

1. Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти тт. – 3-е издание – М.: СЭ, 1969-1978. – CD-версия.

2. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945: В 6-ти тт. - М.: Воениздат, 1960-1965.

3. Отечественная история. Под ред. И.М. Узнародова. – М.: Мир, 2002.

4. История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н. Зуева. – М., 1995.

5. История Росcии IX–XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – Санкт-Петербург: Нева, 1996. С. 604.

6. Жеребцов В.В. Комплектование армии: реальность и перспективы // Ориентир. 1995. № 4. С. 3 – 8.

7. «Военное обозрение» URL: topwar.ru – «Женское лицо российской армии»

8. «Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» №2 2014УДК 316.354

9. Военно-социологические исследования (2003) : сб. статей / Социол. центр ВС РФ ; под ред. В. Н. Бусловского. М. 80 с.

10. Большакова, М. (2003) Женщины и Вооруженные Силы Российской Федерации // Молодежь и будущее Вооруженных Сил : сб. материалов «круглого стола» : Государственная Дума РФ, 19 декабря 2002 г. / общ. ред. С. А. Байкин. М. : Фонд «Мир семьи». 313 с.