Найти тему
Per aspera ad astra

Посёлок Паницкая. Саратовская область

Продолжаем наше путешествие по Саратовской области.

Путь нашего поезда пролегал практически параллельно реке Карамыш. На ней расположено немало населённых пунктов, одним из которых является посёлок Паницкая, расположенный при одноимённой железнодорожной станции.

Первые поселенцы появились в районе станции Паницкая в 1910-х годах. В это время здесь образовался немецкий хутор Шенхен. Возможно, название произошло от фамилии хозяина хутора. Известна дата образования поселения - 1928г. Колонисты занимались сельскохозяйственным трудом, вели распашку земель, их обработку и посев. Сеяли зерновые культуры, картофель, табак, выращивали овец, коров, шили шерстяные теплые вещи. А в 1930-х на месте бывшего хутора создаётся свиноводческий совхоз №595 «Роте Фане» (Красное знамя).

Колонисты занимались обычным для наших мест сельскохозяйственным трудом, вели распашку земель, их обработку и посев. Сеяли зерновые культуры, картофель, табак, выращивали овец, коров, шили шерстяные теплые вещи. При Cоветской власти в Поволжье создается немецкая автономия, и Паницкая входит в это образование.

По словам старожилов ещё в 19 веке на правой стороне Волги и в Паницкой, в частности, предпринимались попытки проложить железную дорогу и организовать торговые пути не только по Волге, но и по суше. Эта дорога должна была проходить через юг России в Индию. Якобы, такие работы по строительству железной дороги уже велись, в районе станции Паницкая были возведены через реку Карамыш мостовые опоры и земляные насыпи в южном направлении, которые и в наше время сохранились в хорошем состоянии. Дальнейшему строительству железной дороги помешала начавшаяся Великая Отечественная война .

В сентябре 1941 года немецкое население было депортировано, земли совхоза № 595 опустели. А в 1942 году в районе бывшего совхоза начали строить Волжскую рокаду.

-2

В это же время бывшая немецкая колония обрела своё нынешнее название. Оно несколько необычно. Необычность его в том, что нет достоверных сведений, откуда оно пошло. Только слухи и легенды. Вот одна из них: Изыскательные работы на местности, среди прочих, по устойчивой легенде этих мест, проводила некая инженер Паницкая. Утверждают, что она не просто проводила геодезические работы, а нашла в себе силы забраковать существующую насыпь для железнодорожного пути - участок, где проходила эта насыпь, был сильно заболочен – и предложила перенести насыпь восточнее. А ведь Волжская рокада должна была быть построена в кратчайшие сроки, обстановка в Сталинграде была очень сложной, да и ослушаться приказа в то время, было равносильно приговору в измене или вредительству. Паницкая настояла, дорогу перенесли, а в честь её назвали железнодорожную станцию. Вот такая легенда. К сожалению, никаких документальных данных, подтверждающих этот факт, нет. Возможно, это всё народные выдумки. Возможно никакого инженера Паницкой там и близко не было, а может вообще не было инженера с такой фамилией. Но как бы там ни было, а легенда есть, и вроде бы вполне логичная, так что будем считать её близкой к реальности.

-3

А между тем строительство Волжской рокады продолжалось. Железную дорогу строили ударными темпами. Вдоль дороги были образованы лагерные пункты, в Паницкой -  это ОЛП-6 (Отдельный лагерный пункт), завезены заключенные, их расположили в пустующих домах немецкого поселения.  Начались подготовительные работы по прокладке железнодорожной линии. С западного участка БАМа были привезены и использованы в строительстве шпалы и рельсы.

24 октября 1942 года считается датой образования ст. Паницкой. Первый поезд по Волжской рокаде провёл известный машинист и легендарная личность Лунин Николай Александрович - старший машинист паровозной бригады паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги. Всю войну Николай Александрович водил поезда на самых опасных участках, внёс множество рационализаторских предложений и просто хорошо работал, не жалея себя. В 1942 году Николай Александрович получил Сталинскую премию, купил на неё состав угля и сам доставил этот уголь в Сталинград.

Ещё в марте 1942 года ОЛП-6 преобразуется в ИТК-7 (исправительно-трудовую колонию), которая после окончания строительства железной дороги переориентируется на сельскозяйственное производство, главным образом на выращивание картофеля и овощей для нужд фронта.

Строительство жилых домов на станции происходило, главным образом, в послевоенное время. По свидетельству старожилов станции одними из первых были 2 кирпичных дома, построенных военнопленными по улице Зелёной. В этих домах жили офицеры ИТК, учителя местной школы, располагался штаб. Позже были построены частные дома по ул. Мира, сборные «финские» домики для сотрудников колонии. Дома по ул. Победы строились в 50-60-е годы.

-4

Летом, 1984 г. на ст. Паницкая образовывается сельскохозяйственная колония – поселение № 20, предназначенная для обеспечения спецконтингента области мясом, молоком, овощами и др. продуктами питания. ИТК № 7 преобразовалась в промышленную и была ориентирована в кооперацию с заводом «Техстекло» г. Саратова по обработке хрусталя и ремонту контейнеров для стекла, по этой специализации она работала до середины 90-х годов. В наши дни Саратовский УФСИН, в частности ИК № 7 наращивает развитие швейного производства, закупает оборудование. Осужденные шьют спецодежду для газовиков, нефтяников, постельные принадлежности, платки.

-5

Сегодня посёлок Паницкая - это крупный населённый пункт с населением около 2200 человек. Он входит в состав Луганского муниципального образования с центром в селе Луганское (крупное село, более 4200 жителей) Красноармейского района Саратовской области.

-6

Железнодорожная станция Паницкая в наши дни - это весьма оживлённое место, как и вся линия Саратов-Волгоград. Станция имеет две платформы, через неё проходит большое количество поездов, как грузовых, так и пассажирских, а также пригородные электрички. В общем, станция живёт и жизнь эту спокойной и размеренной назвать трудно. И в данном случае, это безусловно хорошо.

Ещё статьи на похожую тематику

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь