Обычно об отдельных эпизодах сериалов я пишу посты. Но пятая серия проекта "Одни из нас" была настолько мощной, что мне не хватило знаков, отведенных для поста, поэтому перенесла текст сюда. Хочу сказать сразу: статья будет интересна тем, кто смотрит сериал, или тем, кто в целом хотел бы обсудить интересные кинематографические приемы - их было много в этой серии. Если да - то присоединяйтесь, если нет - на канале есть и другие темы для обсуждения, всегда вам рада.
Итак, пятая серия "Одни из нас". Предупреждаю: будут спойлеры, потому что без них обзор теряет смысл.
Как мы помним из предыдущей серии, дорога, вымощенная желтым кирпичом, приводит Элли в Канзас-Сити. В видеоигре, послужившей прототипом для сериала, Элли и Джоэл прибывают в другой город - Питтсбург. Мне кажется, создатели не случайно поменяли название места: отсылка к "Удивительному Волшебнику из страны Оз" Фрэнка Баума (это наш, перепродуманный Александром Волковым, "Волшебник Изумрудного города") хорошо вписывается в сюжетную линию, обогащает ее. Получается сказка "наоборот", кривое зеркало: утопия, поменявшая плюс на минус и ставшая антиутопией. Не буду утверждать, что аналогия достоверная - она не совпадает с книгой Баума на 100%, но все мы живем в более-менее общем культурном поле, поэтому ассоциации вполне уместны. Тем более, что в Канзас-Сити есть своя Бастинда - Кейтлин, и существует преданный ей отряд Летучих обезьян - повстанцы.
В прошлый раз мы говорили о символичном начале четвертого эпизода и таком же символичном финале: серия начинается и заканчивается сценой с оружием в руках у ребенка. Мощный клиффхэнгер перебрасывает зрителя в новую историю: Генри и его младшего брата Сэма.
Сценаристы используют интересный прием: мы возвращаемся в ключевые точки предыдущей серии, но видим их глазами новых героев. Например, когда в четвертой серии происходит нападение на прибывших в город Джоэла и Элли, зрители смотрят на происходящее изнутри сцены, с позиции Элли. В пятой серии зрители оказываются снаружи: из соседнего здания за перестрелкой наблюдают Генри и Сэм, и именно с этого момента они начинают "вести" главных героев, чтобы потом предложить им сделку.
Таким образом, зритель оказывается вне круга главных персонажей, но продолжает не выпускать их из вида и лучше понимает мотивы всех действующих лиц и расстановку сил.
Из прошлой серии мы знаем, что Генри разыскивают повстанцы, захватившие Канзас-Сити, потому что он выдал властям брата их предводительницы Кейтлин. Главные герои, Элли и Джоэл, случайно оказались под двойным прицелом: "Охотники" хотят отомстить чужакам за смерть своих, плюс подозревают их в связи с предателем Генри. По законам жанра, пути преследуемых не могли не пересечься, что и случилось.
Повстанцы называют коллаборационистов "крысами". Генри и сам себя так называет. Интересно, как создатели сериала поддерживают этот образ: Генри хорошо знает город, в том числе подземные тоннели (читай "тайные крысиные тропы"), и может вывести Элли и Джоэла в обмен на защиту. Так начинается совместный путь двух взрослых - Генри и Джоэла, и двух детей - Сэма и Элли.
Если в предыдущей серии символичным был образ оружия, то в этой - образ коробки, убежища. После восстания Генри и Сэм скрываются от Охотников на чердаке дома. Восьмилетний Сэм - глухонемой, недостаток речи он восполняет рисунками. Когда братья оказываются заперты на чердаке, в коробке с голыми кирпичными стенами, Сэм разрисовывает их яркими красками и делает пригодными для жизни с ребенком.
Та же тема будет звучать, когда объединившиеся беглецы найдут подземное убежище с игрушками, площадкой для футбола, карандашами - настоящими детскими сокровищами. Да, это еще одна коробка, но дети способны принести жизнь даже в такое место.
Свою коробку находит и Кейтлин - так она называет детскую, где брат рассказывал ей когда-то, как не бояться грозы. Это было их безопасное место, убежище. Но в отличие от чердака, расцвеченного детскими рисунками, или подземного детского сада, Кейтлин лишена своего убежища: ее детская разрушена.
В бывшей детской Кейтлин стоит большое разбитое зеркало. Это она, Кейтлин, такое зеркало: когда-то целое, отражающее красоту внешнего и внутреннего мира жившей здесь девочки, а сейчас разбитое, потому что нечего больше отражать. В мире Кейтлин не осталось места для красоты, детских фантазий, милосердия.
Так действует месть: Кейтлин ослеплена желанием найти виновного в смерти брата, и ничто не может остановить ее. Даже ребенок, Сэм, из-за смертельной болезни которого Генри согласился на сотрудничество с властями, не служит оправданием для случившегося. Зуб за зуб, око за око, брат за брата.
Создатели сериала поступают мудро: они не судят Генри за совершенное преступление, предоставляя сделать этот выбор зрителям. У плохих поступков нет оправдания, но есть причины, и есть движение к свету или тьме у тех, кто их совершил. "Крыса" Генри получает шанс на прощение, когда решает пожертвовать своей жизнью ради детей - не только Сэма, но и Элли. Жертвует - и неожиданно обретает спасение. Правильная и принципиальная Кейтлин, напротив, лишается надежды спастись, когда приговаривает детей к смерти. "Правильное" и "неправильное" постоянно меняются местами, как в кривом зеркале.
Образ Кейтлин связан с еще одной темой - глобальной для всего сериала. Движение повстанцев началось в ответ на террор властей: те, кто должен был защищать мирных жителей, сделался причиной их страданий. Террор породил террор, насилие - ответное насилие. Вроде бы справедливый - "правильный" - ответ на творящееся беззаконие приводит к тому, что угнетенные меняются местами с обидчиками и сами в свою очередь начинают терроризировать всех остальных без разбора. Гибнут дети, старики, виновные и невинные, свои и чужие - все сгорает в пламени "праведной" мести: в сердцах тех, кто страдал вчера, нет места для сострадания другим сегодня.
Вместо того, чтобы объединиться перед лицом смертельной опасности и беречь друг друга, люди разобщены, чужая жизнь для них ничего не значит. Так, ослепленные местью и жестокими разборками, они допускают очередную победу вируса, и погибают.
Очередной урок получает и Элли: она узнает о том, что не всесильна. Узнает самым тяжелым способом из возможных, когда не смогла спасти Сэма от вируса, не стала для него тем лекарством, которым надеется стать для других. Волшебные башмачки не сработали и не перенесли детей в безопасное место.
Наверное, для тех, кто не смотрит фильм, обзор покажется мрачным, но волшебство хорошего кино заключается в том, что несмотря на тяжелые события, зритель выходит из них обновленным и чувствует в себе силы двигаться дальше: ведь и Элли продолжает свой путь по дороге из желтого кирпича.
Напишите в комментариях, нравится ли вам сериал "Одни из нас", и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!