Найти тему
Школа «Собачье Дело»

История Даши и Клюквы

За плечами наших специалистов - годы работы и сотни собак. Но есть среди них те, которые запомнились особенно. Одной из таких историй мы хотим поделиться с вами - ее прислала хозяйка собаки Клюквы, Даша.

Клюква — бывшедомашняя собака с богатой историей побегов от первого хозяина. Дома у него она прожила меньше года, два месяца провела в кинологической передержке (к которой было много вопросов), а в сентябре, ровно в 1 год и 3 месяца, я забрала ее домой.

Судя по реакциям и поведению, собаку били (не только руками), на неё часто кричали, игнорировали и совершенно не воспитывали. Она как будто бы не понимала, зачем ей нужен хозяин, держалась отстранённо. А еще Клюква – это уже третье ее имя за жизнь, поэтому на новое имя поначалу реакция была нулевой.

Забегая вперёд скажу, что Клюша оказалась очень адаптивной, смышленой, активной и тактильной девчонкой, вынужденной относиться к миру с большой осторожностью. А самое удивительное при всем этом — она напрочь лишена какой бы то ни было агрессии, любит собак, хотя общается с ними невежливо :)

Точка старта у нас была кошмарной

Базовое состояние: всегда настороженно-тревожное, резко-дерганое. У Клюквы были большие проблемы с циклом возбуждение-торможение — погасить эмоции и вернуть собаку в чувства что дома, что на улице, было тяжело. Она была постоянно напряжена, не могла расслабиться, чесалась и кусала себя, от всего сжималась в креветочку, демонстрируя сигналы дискомфорта и примирения 100% времени. Плохо и мало спала. На чужих страшно лаяла, команд (кроме сидеть и лежать) не знала. Позже визит к неврологу констатировал у Клюквы факт тревожного расстройства.
Поведение на улице: она меня полностью игнорировала, если дело не касалось еды или прогулки, не умела гулять на поводке (сильно тащила и дергала), неслась ко всем встречным собакам, лихорадочно подбирала все, что плохо лежит. Пугалась, впадала в панику и тащила домой после большинства шумов, иногда совсем странных и даже не очень громких. О том, чтобы подойти к дороге, не было поначалу даже речи – паника случалась мгновенно, пытаться ее гасить было бесполезно: просто в охапку и домой. Вкусняшки не брала, всю прогулку проводила с опущенным хвостом, истекала слюнями, к людям не подходила, регулярно ловко выворачивалась из шлейки, чем вводила в панику ещё и меня.
Поведение дома: заходилась резким громким истерическим лаем на малейшие бытовые шумы в многоэтажке — поначалу почти все, вне зависимости от времени суток, на успокоение уходила масса времени. Сама почти не инициировала взаимодействие, от моих осторожных попыток контактировать каменела в ужасе или шарахалась. На гостей в страхе лаяла, к себе не подпускала. Я пыталась оставлять ее в клетке (к которой собака была приучена, по словам передержки), но там начиналась первобытная истерика, долбление лапой, погрызание прутьев, вой и лай. Без клетки дома не могла быть одна даже 5 минут. В гостях у родителей, где ей предстояло провести много времени, поначалу самозабвенно метила ковёр, чего никогда не делала дома, и совсем не спала.
-2

В «Собачье дело» я написала меньше, чем через неделю, уже будучи в истерике.

К тому времени я очень сильно переживала из-за состояния и поведения собаки, не понимала, как ей помочь, несколько дней подряд плакала, плохо спала, не могла есть и, честно говоря, не раз подумывала о том, чтобы вернуть Клюкву обратно в передержку, потому что все это напоминало некончающийся кошмар, и я с ситуацией явно справлялась плохо.

С нашим чудесным инструктором Еленой мы встретились в зуме уже на следующее утро. Первый наш разговор был скорее похож на сессию у психолога — я жаловалась на собаку, Елена понимающе кивала, иногда задавала уточняющие вопросы, а потом дала обширную обратную связь и четкие подробные инструкции.

  • На первой встрече мы разобрали первоочерёдные проблемы — лай дома, гонки на поводке, паника от шумов, налаживание контакта с собакой. Легче стало почти сразу (мне, а собаке — через пару дней скорректированных действий). Стали регулярно делать собачьи медитации, вдумчиво играть, перевели большую часть дневной нормы корма из миски в «поощрения», научились командам «ищи» и «кыш-кыш», маркеру «да», стали использовать простые протоколы коррекции и легко достигли дзена в общении с шумной бытовой техникой — стиралкой, кофемашиной, феном и пылесосом.
  • Когда разобрались с самым пугающим, на нескольких следующих онлайн-встречах приступили к менее горящему, но тоже важному: взаимоотношениям с гостями и лично папой (который пугал ее до трясучки одним видом), хождением в гости (к родителям, где сейчас она спокойно проводит всю рабочую неделю и иногда ночует, мы пытались войти 4 дня), подбору на улице, реакции на кличку, спокойным сборам на прогулку и встрече хозяина. Я постепенно стала оставлять ее дома одну: одевалась, уходила на 2 минуты, потом потихонечку каждый день увеличивала длительность. В процессе Клюква все больше успокаивалась, начала меня слышать, веселее гулять, есть вкусняшки на улице, учила разные трюки, стала отзываться на имя.
Перед каждой встречей я выдавала Елене длиннющие списки вопросов, она на них терпеливо отвечала, рекомендовала не только конкретные действия и упражнения по проработке наших затыков, но и актуальные книги и лекции: особенно полезными для меня стали вебинары о собаках из приюта, а ещё «Язык тела собак» и «Страх салютов» — после них мои взаимоотношения с собакой реально изменились и теперь я с пеной у рта призываю всех своих друзей-собачников их купить. А на новогодних праздниках мы приехали на первое очное занятие с Еленой на площадке, чтобы в очередной раз разобрать наболевшие вопросы и составить план дальнейших действий. Пришли к выводу, что Клюша молодец и уже готова идти учиться в группу по бытовому послушанию. Вот, ждём набор :)
-3

Сейчас я смотрю на свою собаку и не верю, что это возможно — слишком хорошо помню, с чего мы начали и как мне было страшно, что с этим ничего нельзя сделать. А сейчас моя Клюква:

🐶 Отлично знает свое имя и откликается на него (видно даже, как иногда она делает вид, что не слышит 🤣)

🐶 Больше не находится в постоянной тревоге, отлично спит и чаще всего расслаблена.

🐶 Живет вся затисканная-зачесанная-зацелованная всей семьей, обожает сидеть на ручках и обниматься, спит со мной.

🐶 Умеет по команде: сидеть, лежать сфинксом и на боку, ждать, вставать, искать, делать «домик», ловить кусочки налету, давать лапы и нос, целоваться, прыгать высоко вверх и через ноги, обнимать лапами мою руку, носит и отдаёт игрушки, возвращается, когда отбегает далеко в игре, одевается на прогулку, вытирает лапы на определенном месте.

🐶 В большинстве случаев, когда не перевозбуждена, может: сбавлять набранный темп на прогулке, если я прошу быть поспокойнее, бросать подобранное на улице и меняться на вкусняшку, подождать приближающуюся собачку лёжа или спокойно к ней подойти.

🐶 Гуляет гораздо спокойнее, приходит на зов, поводок тянет в разы меньше и совсем в единичных случаях – настойчиво, спокойно ест вкусности, слюней нет, хвост поднят.

🐶 Стремглав летит уже не к каждой встречной собаке, некоторых даже гордо обходит

Иногда я отпускаю ее поводок побегать в лесу – и тогда она держится близко, не упускает меня из вида и прибегает, если я зову по имени, кричу «далеко» или «пока-пока».
Истерик и паники по поводу шумов стало в разы меньше, купируются они гораздо проще, мы ходим через дорогу, в лес, в соседний парк, в гости. Когда она все же пугается, чаще всего прибегает ко мне в ноги «прятаться», и успокаиваю я ее уже не так мучительно долго
С клеткой мы попытки оставили, потому что с негативным опытом передержки справиться оказалось невозможно. Но она нам в целом и не нужна — за 4 месяца ни одной испорченной вещи (зато миллиард растерзанных ее игрушек, но это ок 😉 ).
-4

Клюква потихоньку учится оставаться одна — сейчас довели время до 4 часов. И это то, что нам даётся тяжелее всего: с тревогой расставания мы пока справляемся очень плохо. Об уходе на работу на целый день 5 дней в неделю речи ещё не идёт, но зато я уже могу спокойно сходить на пару часов по делам, оставляя ее с камерой. Остальное время она проводит в гостях у родителей, друзей или с приглашённой няней

Лаять дома она стала гораздо меньше и тише, это уже не истерика и не страх, а предупредительный лай, ужас ее не поглощает и успокоить собаку перестало быть проблемой

На гостей в квартире по-прежнему лает из страха и сразу близко не подходит, но уже очень быстро успокаивается и привыкает, а через час вообще спокойно с ними тусуется, хвастается умениями и носит им свои игрушки :)

Наверное, самое главное, чему я научилась, благодаря работе с Еленой — оставаться спокойной в любой ситуации, даже выглядящей как адский ад любого собачника. Чего только не случалось с нами: вывороты с ловкостью Гудини из шлейки, панический галоп с визгом в процессе убегания от другого пса в игре, сломавшийся карабин поводка во время прогулки, истерика от сорвавшейся с окна дома сосульки (а также салюта, грозы, дворника и ещё много чего…), скоростное поглощение на улице скелета явно несвежей рыбы, внезапный тревожнейший лай в 3 часа ночи спросонья — почти все эти ситуации мы успели проработать с Еленой до того, как они произошли, а остальные разобрали после. И теперь я отлично знаю, что самое главное — не терять самообладание, следить за языком тела и своим состоянием и мгновенно предпринимать верные действия. Этот навык и понимание, что чем спокойнее я, тем спокойнее моя собака, дались мне тяжёло, но в жизнь вошли очень прочно именно потому, что все это время мы были с Еленой на связи и подсекали на взлёте все тревожные звоночки.

Сейчас я поверить не могу, что благодаря всему, что я узнала в работе с Еленой за каких-то четыре месяца, моя собака в тревожном расстройстве спокойно дает вытереть себе лапы, помыться и вычесаться, постричь ногти, одевается во все нужные ошейники и шлейки, встречает гостей дома, ходит по гостям и к врачам, без истерик пьет лекарства, ездит в машине, не имеет проблем ни с какой громкой бытовой техникой, ничего не своего дома не трогает и может играть с собачками или гулять в лесу с отпущенным поводком. Она перестала быть дерганой и резкой, стала плавно и грациозно двигаться, покорила весь двор своей изящностью, ловкостью, дружелюбием и, конечно, разными глазками 😍

Я бесконечно благодарна Елене за терпение, внимательность, структурность в работе, своевременные и на 100% актуальные рекомендации, за ее невероятное умение максимально тактично скорректировать мои ошибки, за поддержку и прекрасное чувство юмора, которые буквально спасали меня в периодически накатывавшие моменты глубокого отчаяния. Нам с Клюшей все это время было бесконечно комфортно идти с ней этот непростой путь. Искренне надеюсь идти его и дальше под заботливым крылом любимого инструктора! Нам точно есть ещё над чем трудиться и мы к этому готовы 👍

-5