История об очередной двойке
В этом году наша средняя дочка пошла во второй класс. Первые оценки были в целом неплохие: четвёрки и пятёрки - хотя у меня было ощущение, что отметки немного дотянуты в лучшую сторону.
Наверное, это правильно. У ребёнка должен появиться стимул от первых отметок, должно укрепиться желание хорошо учиться. Так и было. Но потом всё изменилось.
Первую двойку дочь принесла домой уже после первых каникул. Совместными усилиями мы её быстро закрыли. Но потом по программе началось изучение таблицы умножения, и двойки посыпались как из рога изобилия.
После каждой новой двойки дочка ревела, говорила, что больше не пойдёт на уроки математики, что учить больше не будет ничего и никогда. Дочь расстраивалась не на шутку, из-за плохого настроения даже отказывалась идти на любимые уроки живописи.
Я, конечно, задалась вопросом, как решить эту серьёзную проблему. Пыталась читать психологическую литературу, "мамские" форумы, узнавала об опыте окружающих. Скажу откровенно, опыт разный, но позволил кое-что резюмировать. Итак, каковы итоговые рекомендации для самой себя?
Оценка - это не главное
Звучит странно, но это, наверное, самое главное, что должны осознать и родители, и ребёнок. Сложно это понять, в первую очередь, самим маме или папе. Ребёнку объяснить это проще.
Оценка - это просто цифра, самое важное - это знания и желание учиться. Если в школе зациклиться только на оценках, желание учиться быстро испариться. Испариться желание - не будет и прочных знаний. Как следствие круг опять замкнëтся на плохих отметках.
Нужно учиться преодолевать трудности
Преодоление трудностей - очень сложная задача. Даже не всё взрослые с этим справляются. Поэтому ребёнка нужно вести к этому умению за ручку.
Все мы знаем, что личный пример заразителен. Поэтому родитель и сам должен показывать, что он стремится преодолевать трудности. Хотя бы на уровне занятий спортом, например.
Ребёнок, видя такое поведение родителей, неосознанно будет его копировать и воплощать в разных сферах жизни.
Не наказывать за двойку, поддерживать своей реальной помощью и креативностью
Когда дочь начала приносить двойки за таблицу умножения, я стала искать разные способы выучить эту самую таблицу. Это были и песенки, и картинки.
В итоге нам больше всего подошли карточки. Мы сделали эти карточки совместными усилиями: я вырезала, а дочка писала.
С одной стороны карточки мы писали первый множитель и второй множитель, с другой - результат умножения. А потом играли, обмениваясь карточками. Получилось весело и познавательно. Слезы прекратились, дочь поняла, что всё можно выучить, даже таблицу умножения.
Вместо наказания сладкое поощрение или поход в кино
Наверно, это звучит странно, но как только я почувствовала, что дочка сильно расстраивается из-за двоек, я интуитивно постаралась подсластить двойку.
Первый раз мы "отметили" двойку блинчиками в кафе. Посидели, обсудили и настроились исправить ситуацию. Плохое настроение сразу ушло, дочка энергично взялась за дело.
Вторая двойка стала причиной незапланированного похода в кино. Он тоже очень помог.
Но мне кажется, что важно говорить ребёнку параллельно со всеми этими "пряниками", что менять ситуацию с учёбой в лучшую сторону просто необходимо, что всё близкие на твоей стороне и нужно просто немного поднажать, ведь ты умная.
Мой ребёнок - самый умный
Двойка - это не показатель ума, это просто сиюминутный показатель отсутствия знаний, который можно и нужно менять. Я постоянно повторяю своим детям, что они самые умные и они могут всё, нужно только стараться и не опускать руки.
Мой ребёнок - самый умный, говорю я и самой себе. А значит, он всё сможет, я просто должна ему помочь. Но даже если это не совсем так, это нужно говорить, без фанатизма и в самые сложные мгновения. Иначе ребёнок опустит руки...
Пока всё это в совокупности работает. Кое-что, правда, приходится постоянно корректировать и добавлять.
Но это и нормально, ведь дети растут, меняются обстоятельства, меняется наше к ним отношение. Надо верить в лучшее - и всё получится!