Найти тему
Gifted Psychic

Что такое теория привязанности или как отношения с родителями влияют на романтические отношения💖

Оглавление

Согласно теории привязанности, разработанной психоаналитиком и психиатром Джоном Боулби, для оптимального психологического развития ребенок должен развивать доверительные и близкие отношения хотя бы с одним значимым взрослым.

Довольно продолжительное время большинство специалистов полагало, что значимым взрослым в данном случае выступает именно мать, однако в последнее время всё чаще высказывается мысль о том, что отец, а также другие близкие родственники – бабушка или дедушка, или иные лица, замещающие родителей, тоже могут выступать в этой роли.

Мама и малыш
Мама и малыш

При этом связь со значимым взрослым оказывает непосредственное воздействие на психологическое и психическое здоровье ребенка. Как недостаток, так и избыток чувств и эмоций в отношениях со значимым взрослым может иметь серьезные и необратимые последствия.

Принято различать, по меньшей мере, четыре типа привязанности, их обычно располагают в списке по мере возрастания психологических проблем и травм, характерных для данного типа привязанности: надежный, тревожный, избегающий и тревожно-избегающий.

Надежный (secure)

Надежный тип привязанности предполагает позитивно окрашенные взаимоотношения, объект привязанности, то есть значимый взрослый, воспринимается ребенком как позитивный и доступный, а субъект привязанности, то есть он сам - как значимый, достойный заботы и любви.

В эмоциональном плане людям с надежным типом привязанности свойственна способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств.

Такая привязанность формируется у ребенка из семьи с низкой конфликтогенностью. Как правило, это полная семья, где царит гармония и любовь между всеми ее членами.

Полная семья
Полная семья

В результате проведенных исследований выявлено, что еще в детстве возможно определить привязанность ребенка на основе того, как он реагирует на разлуку с матерью. Дети с надежным типом привязанности могут четко выразить приемлемый для него способ совладания с ситуацией временного расставания с объектом привязанности, то есть мамой - дети произносят следующие фразы": "я буду смотреть мультики", "я буду разукрашивать раскраски", хотя дети и выражают негативные переживания по поводу разлуки, говоря следующие фразы: "я расстроился, потому что мама улетела, мне грустно", такие дети также реализовывают фрустрационную потребность в контакте с объектом привязанности проговаривая "я же могу позвонить маме по телефону или по видео-связи".

Таким образом, ребенок с надежной привязанностью расстраивается при разлуке с матерью, но находит себе занятие, чтобы отвлечься, а также находит способ связи с матерью. При этом предполагаемая встреча с мамой носит радостный характер. Дети с надежным типом привязанности демонстрируют исследовательское поведение, познавательную активность, предпочитают групповые игры при разлуке с матерью, для них достаточно присутствие матери на некотором расстоянии, оно является надежной базой для такого типа привязанности.

Во взрослом состоянии такой человек стремится к отношениям и не боится их. Но и сами отношения для таких индивидуумов не становятся сверхцелью. Вступая в отношения, такие лица не требуют доказательств любви, признаний, для них не характерна ревность. Они способны отдавать любовь и заботу, но при этом будет отсутствовать такая черта как жертвенность, иными словами, они не будут спасать изжившие себя отношения во что бы то ни стало, а также терпеть неуважение к себе и если не будут получать необходимую отдачу, покинут такой союз. Взрослого с данным типом привязанности описать легко - он "надежный".

Тревожный (preoccupied)

Как формируется такая привязанность? Почему?

Вернемся к исследованию, при котором мама временно покидает ребенка. Что происходит с ребенком с амбивалентым (тревожным) типом привязанности?

Типичными негативными формами проявления чувств по поводу разлуки с матерью - " я злюсь на маму", "мне совсем плохо, меня мама бросила и уехала". То есть, в своих рассказах дети проявляют тенденцию винить объект привязанности, а также выражать открыто или завуалированно гнев по отношению к матери.

При взаимодействии с мамой или иным значимым взрослым, дети с данным типом привязанности демонстрируют следующее поведение. Такие дети предпочитают далеко не отходить от матери, ему необходимо, чтобы мама была близко. При исследовании какого-либо объекта ребенку требуется, чтобы мама была рядом. Играя с другими детьми, могут демонстрировать свои достижения матери. Часто контактируют с незнакомыми детьми и взрослыми только после одобрения мамы.

В ситуации с исследовательской деятельности ребенок проявляет себя по-разному. Иногда мать может подталкивать или даже уговаривать ребенка на то, чтобы ребенок поиграл с детьми или какие-либо игры. При запрете матерью исследовательского поведения демонстрируют бурные реакции с агрессивными тенденциями (ложатся на пол, топают ногами, машут руками и даже толкают мать). Когда мать говорит, что нужно возвращаться домой, может как покорно подчиняться, так и начать слезные уговоры.

Таким образом, типичная травма детства: это ощущение покинутости в результате разлуки, чаще временной или вынужденной со значимым взрослым. Чаще происходит в семьях, где мама в нужное для ребенка время, чаще это до 3-х лет или подростковый период, покидает ребенка с целью заработка в другом городе или регионе. Мама ушла, у ребенка появилась тревога. Затем мама возвращается, тревога у ребенка не прекратилась, так как он постоянно переживает, что мама уйдёт/уедет снова.

Также подобная ситуация может возникать в семье, где родители по каким-либо причинам не живут вместе. И второй взрослый, чаще всего отец, лишь изредка присутствует в жизни ребенка.

Тревожный тип привязанности формируется в результате недостаточного внимания со стороны родителей, именно в ситуации, когда это ребенку было необходимо. Может возникать в семьях с повышенной конфликтогенностью, критикой со стороны родителей либо завышенными требованиями с их стороны.

-3

Представители тревожного типа фокусируются на межличностных отношениях, обнаруживая различного рода нездоровые привязанности к людям: вступают в садомазохистские отношения (специалистами принято называть такие отношения эмоционально зависимыми), вступают в брак с алкоголизированными или наркозависимыми индивидами (проявление созависимых отношений или отношений с зависимыми людьми), впадают в депрессию при потере близких, требуют от друзей и близких постоянного внимания, преданности, заботы и т. д.

То есть, уже во взрослом состоянии, человек пытается слиться с объектом привязанности также, как это было необходимо ему в детстве с матерью.

Интересно, что уже взрослые люди с данным типом переключаются на объект романтической привязанности, в какой-то степени дистанцируясь от близких отношений с матерью.

Избегающий (dismissive)

В ситуации с разлукой с матерью характеризуется тенденция игнорирования ребенком проявления привязанности к маме. По большей части, дети не демонстрируют каких-либо чувств при разлуке либо испытывают негативные чувства, которые не связаны с разлукой - "я расстроился, потому что не пошел кататься на качелях, а мама всегда меня водила".

Особенности игрового поведения детей: любят играть в догонялки, подвижные игры, практически не уделяя внимания другим видам игр. В групповых играх часто вступают в конфликты с другими детьми. Общаться предпочитают только со знакомыми детьми, встреча с ними воспринимается бурной реакцией радости.

Ребенок далеко отходит от матери и не оборачивается при приближении убегает от нее. Ребенок мало разговаривает с матерью, если мама занята, редко делает попытки привлечь ее внимание. В ситуации, когда ребенок плачет, мать реагирует укорами "сам виноват", "сейчас от меня получишь". В ситуации легких травм дети эмоционально не реагируют, а мамы данную ситуацию не комментируют.

В ситуации, когда необходимо возвращаться домой, ребенок этого делать не желает, при приближении матери, плачет.

Травма детства: обычно значимый взрослый (мать или отец) покидают ребенка, и, как правило, не возвращаются. Это может быть как уход близкого человека из жизни, так и ситуация, когда один взрослый с определенного момента начинает растить ребенка в одиночку. То есть, значимый взрослый ушел и ребенку пришлось адаптироваться, заглушить свои чувства к объекту привязанности, так как этот объект, мать или отец, не вернутся. В детстве человек с данным типом привязанности получает установку от родителей - "не сближайся, это больно". Таким образом, это может быть ситуация с неполной семьей, либо это семья с повышенной конфликтогенностью, где ребенок наблюдает абьюзивные отношения между родителями.

Данный тип может возникнуть и в случае элементарного отсутствия эмоциональной связи с родителями при их наличии, либо в ситуации гиперопеки со стороны матери в сочетании с эмоциональной холодностью и постоянными упреками и укорами в адрес ребенка.

Типичная фраза человека с избегающим типом привязанности - "я не хочу отношений".

Отличительная черта детей и взрослых с таким типом привязанности - это чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости. Как следствие, происходит формирование защитного механизма в виде эмоциональной закрытости.

Представители избегающего типа обнаруживают аддикции к предметам или какой-либо деятельности, становясь трудоголиками, стремясь к власти, достижениям, богатству. Типичными проявлениями также могут являться нарко-, никотино-, алко- или игровая зависимости.

Тревожно-избегающий (fearful avoidant)

Данный тип привязанности характеризуется одновременным наличием признаков, как тревожного типа, так и избегающего.

Обычно такой тип привязанности встречается крайне редко. Это глубоко травмированные люди, часто не адаптированные. В литературе такой тип привязанности приписывают людям, пережившим насилие в свой адрес в в детстве. Такие люди редко могут создавать долгосрочные отношения, они их избегают, вступая в отношения, они беспокоятся, что они недостаточно хороши для своего партнера, что он уйдет, и поэтому завершают их первыми.

В следующих статьях мы рассмотрим типы привязанности глубже и узнаем о их совместимости.

Узнали себя или своих детей? Пишите в комментариях.