Я начинаю новую рубрику о героях Афганистана. Я назвал ее: "Забытые герои необъявленной войны".
Как известно, в Афганистане мы выполняли интернациональный долг. Помогали афганскому народу устроить жизнь на справедливой основе.
Но сегодня меньше всего хочется говорить о большой политике и давать какие-то оценки.
Хочется рассказать о том, какими были наши ребята в свои 19-20 лет.
Как только наши солдаты покинули Афганистан, памятники стали там чужими. Я читал, что большинство их убрали.
Но есть памятник, который афганцы не трогают. Более того, они за ним присматривают и, если нужно, реставрируют, пишут новые надписи.
Вот, посмотрите это фото:
Почти 40 лет стоит памятник русскому солдату в далекой стране.
Разночтение в одной букве. На памятнике написано: Мальцин.
А фамилия Сергея - Мальцын.
Сергей родился в городе Бор, который широко раскинулся на левом берегу нашей великой реки Волги.
Обычная советская семья. После школы парень успел поработать на заводе слесарем.
В Инете я не нашел данных, в какой учебке Мальцына готовили к Афганистану.
Написано, что в армию его призвали в апреле 1984 года (весенний призыв). А в ДРА он попадет только в июне 1985 года.
Сергей служил водителем.
Мне только один раз довелось ехать с колонной вглубь Афганистана. Я заболел и был отправлен в госпиталь Пули-Хумри. Помню, что водитель на боковое стекло КАМАЗа повесил бронежилет, предложил нам закурить и мы поехали.
В дороге парень охотно рассказывал, кто он и откуда и несколько раз брал автомат и стрелял на ходу.
Он при этом говорил так:
- Нервы успокаивает.
Свой подвиг Сергей совершил на перевале Саланг 2 ноября 1985 года.
Мальцын спокойно управлял своей машиной, когда увидел, что из-за поворота на огромной скорости прямо в него едет машина, груженая мешками. Сверху на мешках сидели люди и много детей.
Все решали даже не секунды, а доли секунды.
При столкновении КАМАЗА и афганского грузовика шансов у детей не было бы никаких.
Помню, как первый раз увидел афганские машины и автобусы, которые мы называли "барбухайки".
В "барбухайках" люди сидели внутри салона на сиденьях, стояли на крыше и висели сбоку на поручнях.
И также почти на всех грузовиках сидели люди или висели на подножках.
Я спросил, почему так и мне объяснили, что самый дорогой билет берут те, кто сидит в салоне. А дальше цена снижалась по мере того, где находился пассажир.
Это я объясняю, откуда дети взялись в грузовике на мешках. Доезжали с попутным транспортом.
Очевидцы вспоминали, что всего в афганском грузовике сидело около 20 человек и половина из них были дети.
Тормозить было бесполезно. Разъехаться на узкой трассе было нельзя.
И Сергей просто повернул руль и на скорости врезался в скалу.
Никто из пассажиров афганцев не пострадал. Они отделались легким испугом.
А Сергей погиб.
Я читал, что среди сослуживцев Сергея нашелся парень, который не только подобрал подходящий камень для обелиска, но и обработал его и нанес надпись.
Сейчас бы собрать деньги и поставить настоящий памятник русскому солдату.
Но Афганистан - страна непрекращающихся войн.
Может, наступит на этой многострадальной земле мир и тогда эту идею нужно будет воплотить в жизнь.
А пока этот скромный камень на месте гибели советского героя.
Спустя годы местный умелец проложил трубу с водой, от ближайшего родника, и теперь водители останавливаются здесь, чтобы набрать воды.
Сергея хоронили на Родине.
В школе, где он учился, висит мемориальная доска.
Думаю, в школе есть музей, где можно подробно узнать о подвиге Сергея.
Я хотел найти наградной лист на орден Красной Звезды, но в архиве его не нашел.
Несколько лет назад еще журналисты писали, что мама героя Екатерина Федоровна жива.
Дай Бог ей здоровья!
И светлая память её сыну, который не пожалел своей жизни, чтобы спасти жизни других.
Когда готовил материал, попалась вот эта песня:
Если вы подпишитесь на мой канал и оставите несколько комментариев, это позволит каналу развиваться и набирать активных подписчиков. Спасибо.