Граф Сергей Степанович Ланской (1787-1862)
Министр внутренних дел с августа 1855 по апрель 1861 гг.
Назначение в августе 1855 г. министром внутренних дел ничем ранее не проявившего себя на государственном поприще 68-летнего Сергея Степановича Ланского было воспринято всеми с удивлением. Странно было видеть на посту министра, когда ожидались серьезные перемены в обществе, благообразного старика в парике, употреблявшего пудру и румяна (за что его прозвали «красным министром»). Но бесспорными достоинствами у него признавали уравновешенный характер, умение не наживать себе врагов и знание людей, руководивших ведомствами, которые были получены им за долгие годы службы.
Службу Сергей Ланской начал в 13 лет, поступив в 1800 г. переводчиком в Коллегию иностранных дел. При Александре I род Ланских находился в ближайшем окружении императора, поэтому уже в 20 лет Сергей Ланской получил звание камер-юнкера. Служил он легко, не стремясь к карьере, но долги заставили его серьезнее относится к службе.
Как и многие из числа столичной аристократии, Ланской не избежал увлечения масонством и даже возглавил одну из масонских лож в Петербурге. Масонство в России было запрещено в 1822 г., их организации были распущены, но связи, приобретенные в ложе, помогали в продвижении по службе. Князь П.В.Долгоруков называл его участников «обществом взаимного вспомоществования». Так, Ланской получил должность губернатора в Костроме, а затем во Владимире.
Некоторое время С.С.Ланской был членом ранней декабристской организации «Союз благоденствия», но 30-летнему чиновнику это было мало интересно.
Не проявив больших способностей на губернаторской должности, он был назначен членом Государственного совета, по мнению современников «странноприимного дома и богадельни» для высокопоставленных сановников. Позже, он занимал должности, не требующие серьезной ответственности: вице-президент Попечительского общества о тюрьмах, инспектировал женские учебные заведения, сберегательные кассы Петербурга.
Произведя изменения в составе руководителей центральных учреждений и ведомств, Александр II стремился избавится от дискредитировавших себя в глазах общественности лиц. Председателем Государственного совета был назначен бывший шеф жандармов граф А.Ф.Орлов, который и порекомендовал на должность министра внутренних дел С.С.Ланского.
Ланской, не принадлежавший к какой-либо придворной группировке, не имевший репутации сторонника или противника реформ, хорошо соответствовал роли нейтральной, временной фигуры.
Понимая, как важно с первых шагов в качестве министра обратить на себя благосклонное внимание императора, Ланской срочно вызвал из командировки чиновника по особым поручениям П.И.Мельникова, известного русского писателя, издававшегося под псевдонимом А.Мельников-Печерский. Ему он поручил составление первого отчета о деятельности министерства: «пишите правду, допустите немного риторики – это не повредит». Главное достоинство отчета, по мнению императора, заключалась в том, что это была правда «хотя горькая, но полезная».
Перед руководством министерства внутренних дел ставилась задача: через губернаторов, предводителей дворянства разъяснять землевладельцам политику правительства в «крестьянском вопросе», чутко реагировать на изменения их настроений. Здесь и открылись административные способности Ланского.
В марте 1856 г. Александр II впервые публично, хотя и недостаточно определенно, заявил о возможности в скором времени отмены крепостного права. Министр Ланской сообщил, что правительство стоит на страже прав, дарованных дворянству.
С.С. Ланской предложил через губернаторов организовать обращение дворянства какой-либо губернии к Александру II с просьбой о подготовке крестьянской реформы.
Подготовка крестьянской реформы проходила в период ослабления цензуры и активного распространения нелегальной литературы и воззваний. Особое беспокойство властям доставлял издаваемый А.И.Герценым в Лондоне журнал «Колокол». Среди авторов был и высокопоставленный чиновник министерства.
«Колокол» начинался как ежемесячник, но на пике популярности выходил раз в неделю, а тираж доходил до 5000 экземпляров. По содержанию, это была образцовая общественно-политическая газета, в которой печаталось все то, что не могло быть напечатано в России: от актуальных новостей до сливов секретных документов.
Кроме возможных крестьянских волнений власть начинает беспокоить развитие общественной мысли, после выхода романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», получившей название нигилизм. Ланской плохо представлял себе, что такое нигилизм, но дал указание «рассмотреть нигилизм с юридической точки зрения».
Отмена крепостного права в 1861 г. решала одну из наиболее острых проблем России, но требовала продолжения реформ. 74-летний министр, в силу возраста и накопившейся усталости не мог начинать нового витка борьбы в правительственных кругах и попросил об отставке. Кроме того, он прекрасно понимал, что значит соблюдение законности для высших сановников, один из которых честно признался: «Ездили мы на вашей юстиции и будем ездить так, как нам удобно».
В последний день пребывания на министерском посту он устроил большой прием, на который пригласил не только соратников, но и противников. Вместе с уведомлением об отставке от получил графский титул и благодарственное письмо Александра II.
С.С.Ланской удостоился лестных отзывов даже от А.И.Герцена, сожалевшего об отставке «доброго старика Ланского», уверенного в том, что «за ним останется почетная память: ни русский народ, ни история не забудут того из министров, который откровенно работал в пользу освобождения крестьян».