В Новой Третьяковке сейчас проходит выставка сокровищ Владимиро-Суздальской земли. Мы собрали для вас гид, который поможет лучше узнать об экспонатах и не пропустить самое интересное
Сокровища Владимиро-Суздальской земли показывают на выставке «Великое княжество», которая открылась в конце января в Западном крыле Новой Третьяковки. Удача невероятная: в Москву привезли шедевры, которые в обычных обстоятельствах крайне редко покидают родной музей. Особенно — все вместе. Но тут есть повод: в следующем году будут отмечать 1000-летие первого письменного упоминания Суздаля, и экспозиция открывает большую культурную программу, приуроченную к этой дате. Рассказываем, что обязательно нужно увидеть среди множества экспонатов.
Златые врата Богородице-Рождественского собора, 1230-е гг.
Западным дверям самого старого суздальского храма 800 лет. За это время их реставрировали только раз, в XVIII веке, когда их с деревянной основы переносили на железную. Сделаны они в технике золотой наводки, довольно трудоемкой. На процарапанный в медных листах рисунок наносили специальную амальгаму: ртуть испарялась, а золото заполняло трафарет и получались яркие, почти горящие изображения.
Владимирская икона Божьей Матери, начало XVI в.
Чудотворный образ появился во Владимире благодаря князю Андрею — он привез его из Вышгорода. Несколько раз икону отправляли в Москву — чтобы она защитила город от врагов. И в 1480 году решили оставить ее в Успенском соборе Кремля. А для Владимира создали список — считается, что копию чудотворной иконы сделал Андрея Рублев.
Саккос Митрополита Суздальского, 1682 г.
Вообще, такое облачение разрешалось носить только патриархам. Но бывали исключения. Митрополиту Иллариону этот саккос подарил царь Федор Алексеевич. Подарок по высшему разряду: мастера Московского Кремля сшили его из шелкового бархата и иранской золотосеребряной парчи.
Царь-фонарь, конец XVII в.
В Москве есть царь-колокол и царь-пушка, а в Суздале — царь-фонарь. Размеров он и правда гигантских — 2,5 метра высотой и 160 кило весом. Такую тяжесть каждый день, конечно, не использовали, только по двунадесятым праздникам: на крестный ход его выносили 12 человек. Продевали бревна в специальные кольца и укладывали себе на плечи.
Скульптуры для сени, XVIII в.
Четыре резных фигуры когда-то были опорами сени над гробницей Соломонии Сабуровой. После развода жену Василия III постригли в монахини под именем Софии. После смерти ее стали почитать как святую. Каждая скульптура изображает символ одного из евангелистов: ангел Матфея, лев Марка, телец Луки и орел Иоанна.
Напрестольное Евангелие, последняя четверть XVII в.
Крупнейшая рукописная книга Европы XVII века — подарок царевны Софьи Алексеевны суздальскому собору Рождества Богородицы. И необычайно ценная: каждая из 76 страниц склеена из четырех самых больших листов дорогой александрийской бумаги. Одето Евангелие в обложку с уникальным окладом с гравюрой мастера Оружейной палаты Афанасия Трухменского.
Нательный крест, конец XI — начало XII в.
Среди икон, книг и церковных облачений заметить этот небольшой крест сложно. А ведь в нем — история целого города. Его нашли в посаде Ярополча-Залесского. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия этот богатый город был разрушен, от него осталось лишь кольцо валов.
Фелонь из шубы Дмитрия Пожарского, XVIII в.
Царь Михаил Федорович свою благодарность за спасение русского престола выражал во вполне материальных вещах. Титулы, земли, должности — Дмитрий Пожарский был одним из богатейших людей того времени. Чем удивить человека, у которого есть все? Почему бы не шубой с царского плеча?
Колокол Прокофия Григорьева, 1548 г.
Колокол после революции сбросили с колокольни суздальского Покровского монастыря. Так он и пролежал до 1938 года, пока сотрудники ВОХРа местного политиозлятора его не расколотили. Обломки они попытались спрятать. После этого колокол отдали в музей.
Водосвятная чаша, 1594–1595 гг.
Эту чашу князь Иван Шуйский передал суздальскому Рождественскому собору. Так он хотел почтить память своего брата Андрея. На чаше есть надпись: не то предостережение, не то угроза. Скорее всего, адресована она Борису Годунову, которого Шуйский считал виновным в гибели брата.
Когда: до 10 мая 2023 года
Где: Новая Третьяковка, Крымский вал, 10