Игровые подходы в обучении и развитии персонала и организаций прочно входят в повседневную практику. К игровым форматам можно отнести и метод «Прототипирование», который пришел к нам от зарубежных коллег и прекрасно приживается в российских компаниях, поскольку универсален и не привязан к какой-либо конкретной культурной или деловой специфике.
Автор: Ольга Клепцова — член Экспертного совета кафедры «Фасилитация и модерация» Академии социальных технологий, бизнес-тренер, фасилитатор, методолог образовательных программ.
Прототипирование (prototyping) — нескучный игровой прием, который полезен, если нужно привлечь сотрудников к совместному анализу ситуации, определению желаемого будущего и выработке решений. Метод был предложен Отто Шармером, автором «Теории U. Управление из будущего».
Типовой сценарий
Ведущий сессии (фасилитатор) задает участникам сессии вопрос и предлагает в качестве ответа на него построить модель из подручного материала. Примеры вопросов:
- Как вы видите сегодня работу вашего отдела в компании?
- Как происходит процесс обслуживания клиентов?
- Каким образом взаимодействует HR с бизнесом?
- Как вы представляете себе вашу команду и ее сильные стороны?
- Постройте модель, которая показывает текущее рыночное положение вашей компаниию.
Участники работают за столами в командах, но на данном этапе каждый строит свою индивидуальную модель из самостоятельно выбранных материалов. Затем каждый участник рассказывает о своем замысле другим участникам команды.
Следующим этапом является построение коллективной модели команды, объединяющей замыслы всех ее участников, после чего происходит подробное обсуждение созданного прототипа. Обсуждение ведется по заранее продуманному сценарию, который может охватывать следующие вопросы:
- Что за модель получилась?
- Что нам нравится в ней?
- Что смущает?
- Какие аспекты модели нам хотелось бы развивать дальше?
- Что в этой модели препятствует ее развитию?
Совместное создание прототипа и его обсуждение позволяет участникам сессии сформировать единое понятийное поле и прийти к общему пониманию обсуждаемой темы или проблемы. Часто именно это — нахождение единого понимания обсуждаемого вопроса всеми участниками сессии — является краеугольным камнем большинства дискуссий. Кому-то не хватает слов, чтобы выразить свои мысли, кто-то не расположен слушать своих коллег, а кто-то просто устал от бесконечных обсуждений и мозговых штурмов, проводимых в компании. Метод прототипирования позволяет внести разнообразие в корпоративные совещания и задействовать творческое начало участников.
Заключительным этапом прототипирования может быть внесение изменений в созданный прототип с целью приблизить его к идеальному будущему состоянию:
- Какой мы видим нашу компанию в будущем?
- Как выглядит эффективное взаимодействие между подразделениями компании?
- Как вы представляете себе идеальную работу нашей команды?
- Как выглядит наилучший сервис, который мы можем предоставить нашим клиентам?
Прототипирование помогает сформировать образ желаемого будущего состояния, видение цели, к которой компания хочет стремиться.
Из чего можно создавать прототипы?
Можно использовать самые разные предметы! В ход идут детали Lego всевозможных размеров и форм, детские игрушки, картинки и фотографии, цветные веревочки, мелкие предметы (например, канцелярские принадлежности). Словом — все, что найдется под рукой. Чем больше будет разнообразие деталей, тем лучше.
Создание прототипов —творческий процесс, и у участников должно быть достаточно материала разного цвета, формы и фактур. Хотя существует подход к прототипированию, в котором используются исключительно детали Lego (такой подход называют Lego Serious Play).
В чем преимущества метода?
Во-первых, активизируются творческие способности, креативность участников, в результате чего могут рождаться интересные, по-настоящему прорывные бизнес-идеи. По мнению ученых, около 80% мозга человека связано с руками и их моторными функциями. Осуществляя мелкую моторику в процессе работы с материалом для прототипирования, участники сессии активизируют тем самым свою мозговую деятельность и благодаря этому способны «выдать» удивительные, нестандартные идеи и решения.
Во-вторых, прототипирование вызывает большую эмоциональную вовлеченность участников (вспомните, с каким удовольствием все мы строили домики из разноцветных кубиков, будучи детьми). Работа с ярким разнообразным материалом для прототипирования вызывает у взрослых людей почти такой же детский азарт и восторг! А раз есть эмоциональная вовлеченность, то возникает и привязанность, приверженность участников сессии тому образу будущего, тем целям и замыслам, которые выражены прототипом. Что это значит для бизнеса? То, что легче пойдет процесс внедрения поставленных целей в жизнь, будет меньше сопротивления, меньше непонимания, и гораздо больше сотрудничества и участия.