Найти в Дзене
Штабной писарь

История 118. Выездной караул ч.4

К моменту начала нашего движения уже вечерело. Вскоре количество света, сочившегося сквозь вставленные в слуховые окошки нашего вагона рамы со стёклами, дошло до минимума и уже не позволяло что-либо разглядеть, а тем более делать. Имевшиеся у караула пара-тройка электрических фонариков могли освещать только небольшие участки пространства, да и батареи их требовали экономии, поэтому держались они в тепле, за пазухой и включались только в случае крайней необходимости. Буржуйка к тому времени была уже растоплена, однако прогреть половину вагона, отгороженную тентом, никак не могла. Вокруг печки было более-менее тепло, но с расстоянием количество тепла уменьшалось «обратно пропорционально её квадрату», в соответствии с неумолимыми законами физики. К тому же сквозь стены вагона в движении сквозило нещадно, что не улучшало его климатических условий. За бортом стояла сибирская стужа, не супер-пупер-ужасная, конечно, но градусов двадцать – двадцать пять ниже ноля, помноженные на гуляющий в теп
Из архива автора. Занятия на караульном городке ведёт командир роты
Из архива автора. Занятия на караульном городке ведёт командир роты

К моменту начала нашего движения уже вечерело. Вскоре количество света, сочившегося сквозь вставленные в слуховые окошки нашего вагона рамы со стёклами, дошло до минимума и уже не позволяло что-либо разглядеть, а тем более делать. Имевшиеся у караула пара-тройка электрических фонариков могли освещать только небольшие участки пространства, да и батареи их требовали экономии, поэтому держались они в тепле, за пазухой и включались только в случае крайней необходимости.

Буржуйка к тому времени была уже растоплена, однако прогреть половину вагона, отгороженную тентом, никак не могла. Вокруг печки было более-менее тепло, но с расстоянием количество тепла уменьшалось «обратно пропорционально её квадрату», в соответствии с неумолимыми законами физики. К тому же сквозь стены вагона в движении сквозило нещадно, что не улучшало его климатических условий. За бортом стояла сибирская стужа, не супер-пупер-ужасная, конечно, но градусов двадцать – двадцать пять ниже ноля, помноженные на гуляющий в теплушке ветер, согреться не давали... «…и холодные сопели солдата липли на его заскорузлые пальцы…» - как было сказано в первой части нашего повествования. 😁

Посему поэтому всё население теплушки сосредоточилось вокруг нашей буржуйки. От неё шло тепло и отблески света, она давала жизнь… ни дать ни взять – очаг в пещере первобытных людей. 🤗

Голодная смерть нам не грозила – продуктов было достаточно. Без разносолов, конечно, но тушёнка и консервированные каши да сухари были в наличии. Погрузочная команда, что грузила и крепила технику для нашего транспорта оставила нам несколько булок хлеба. Паёк в полку нам выдали на 10 суток, из которого мы к этому моменту сгрызли только на пару дней. Однако, как предполагалось руководящими документами - варить всякие блюда, супы да каши из рассыпных продуктов, конечно было нереально, ввиду отсутствия поварского опыта и нужных для этого удобств.

Воду хоть и экономили, но её пока хватало. Так что насущными для нас на данном этапе были две проблемы – свет и тепло. И если первая приводила, в принципе, только к неудобству, то вторая была критически важной, по известным причинам.

Двух с половиной свечек, выданных теткой – железнодорожницей, худо-бедно хватило на полторы ночи. Имевшийся в комплекте теплушки свечной фонарь был штукой весьма полезной, но и он не решал вопрос освещённости в полной мере, так как светил на метр вокруг себя и больше походил на ночник.

Свечной железнодорожный фонарь
Свечной железнодорожный фонарь

Систему охраны вверенного нам транспорта определил так: если стоим меньше получаса, то часового не выставляю, назначаю «наблюдателя из теплушки», с задачей постоянно высовывать табло из дверей (попеременно на обе стороны вагона), да посматривать за платформами и обстановкой. В случае чего такого противоестественного – верещать благим матом докладывать мне голосом.

Ну а если встали надолго, то очередной по утверждённому графику боец вооружался и становился часовым, которому предписывалось дальше конца вагона вдоль путей не удаляться, а только наблюдать. Ну а предпочтительнее всего вообще стоять напротив входа в теплушку, дабы успеть в неё запрыгнуть при начале движения.

В старые времена, охранять транспорт часовому полагалось даже в движении, для чего на платформе с грузом сооружалось ограждение из досок, типа перил, и горемыка даже на ходу поезда там торчал. Или сидел на тормозной площадке охраняемого вагона, наблюдая за транспортом в движении. Хорошо, что такие жёсткие требования давно уже отменили.

Товарный вагон с тормозной площадкой (справа). На площадке той, даже деревянная лавка иногда была целая. Дабы не лазить под колёсами, полагалось состав на путях пересекать по таким вот площадкам. Правда были они не на каждом вагоне, и порой до ближайшей такой площадки было идти далековато. Посему поэтому, и мы порой грешили, перелезая через пути под вагонами.
Товарный вагон с тормозной площадкой (справа). На площадке той, даже деревянная лавка иногда была целая. Дабы не лазить под колёсами, полагалось состав на путях пересекать по таким вот площадкам. Правда были они не на каждом вагоне, и порой до ближайшей такой площадки было идти далековато. Посему поэтому, и мы порой грешили, перелезая через пути под вагонами.

Согласно инструкции, караул продолжал выполнение задачи при потере до 30% личного состава, что в нашем случае составляло 1 ед. чел. Однако допускать таких потерь никто не желал, потому как это ЧП окружного масштаба, со всеми вытекающими и входящими… долго потом штаны ширинкой назад носить придётся. В случае же отставания от поезда, у каждого бойца при себе имелся военный билет, командировочное удостоверение, продаттестат и даже медкнижка (ежели в больничку загремит). Кроме того, в военнике лежала бумажка с номером транспорта, который надо было озвучить первому встречному железнодорожнику, после чего тот доставлял потерёныша к ближайшему военному коменданту, или в воинскую часть – по обстановке. Если была такая возможность, то отставуна сажали с оказией на паровоз, дабы догнать караул, ну а если нет, то отправляли впоследствии установленным порядком до места службы...

Ящик с нашим оружием стоял закрытый и опечатанный под нарами, накрытый плащ-палаткой, дабы не отсвечивать. На всякий такой экстренный случай, одно «весло» (калаш с деревянным прикладом, потому как выдали нам в караул именно такие) лежало под начкаровским матрасом и подушкой, с присоединённым магазином и готовым к действию. Потому как при внезапном нападении вообще был не вариант лезть под нары, открывать замок и доставать оружие, да ещё успевать фонариком светить, если в тёмное время. После чего заряжать «карамультук» и потом уже смело бросаться на врага. Вряд ли кто-то, конечно, на нас бы напал в движении, однако на то он и всякий случай, что случается всякое. Принцип «Надеемся на лучшее – готовимся к худшему» никогда меня по жизни не подводил. К тому же, при сильном желании, запрыгнуть в теплушку на малом ходу или сразу после остановки состава, пока караул ещё не прочухался, было вполне себе реально. И тогда дело решали волына подмышкой, весло под подушкой, или вообще рукопашка с топором и кочергой у печки... Однако, в описываемый наш выездной караул, никто на нас так и не напал. 👍

-4

Ночью наш транспорт всё время таскали по путям, и часового на пост я не выставлял. Кое-как согревшись горячим чаем и сидением у раскочегаренной печки, а также ввиду полной невозможности что-либо делать в темноте и в движении, принял решение всё-таки отдохнуть на лежанке, путём смыкания глаз - то бишь поспать. Перед чем уточнил распределение личного состава по сменам: условный часовой (наблюдатель за транспортом и входом в теплушку), который соответственно находился у входа, снаружи отгороженной тентом части теплушки; караульный бодрствующей смены (он же истопник и наблюдающий за временем «будильник»), который сидел внутри нашей «караулки»; ну и один отдыхающий. Смена «играющего состава» – каждые два часа. Начкар, согласно инструкции, отдыхает только во время движения транспорта, по принципу: «стучат колёса – начальник спит, стоят колёса – начальник бодрствует».

Трясло нас на путях неимоверно, гремело в вагоне тоже отчаянно, и зимний морозный ветер шевелил наши короткие волосюшки на головах. Под аккомпанемент стука, грохота и свиста, укрывшись чем только смог и проверив на месте ли весло под матрасом, я провалился в сон.

И приснились мне полёты, полная потеря гравитации и космическая невесомость… Очнувшись, я удивлённо обнаружил, что на самом деле лечу! Лечу в темноте в полную неизвестность. В отблесках неверного света от свечного фонаря я увидел, что рядом со мной летел не менее удивлённый чайник с нашей буржуйки, щедро плеская вокруг кипятком. И вообще, в вагоне летело всё незакреплённое. Экая, однако, веселуха!, - промелькнула в голове мысль, и еле увернувшись от чайника с кипятком, я приземлился на карачки в паре метров от места ночного отдыха…

-5