Найти тему

При чем здесь ребра?

Как бы не старались партийные идеологи, раздувая пламя масштабной борьбы с "низкопоклонством перед гнилым Западом" в СССР находились отдельные граждане, которым страсть как хотелось курить "Мальборо", носить импортные джинсы , слушать рок-н-ролл, джаз и разные веселые песенки. С чуждой музыкой боролись, но она все равно находила своих слушателей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Возвращаясь с Великой Отечественной войны офицеры и солдаты везли домой среди различных трофеев патефоны и пластинки с западной музыкой . Так сказать немного джаза для личного пользования, за который, при неудачном стечении обстоятельств, можно было получить тюремный срок по статье из Уголовного кодекса РСФСР.

И все же невзирая на запреты люди хотели слушать буги-вуги и даже немного танцевать! При таком спросе фирменных пластинок на всех не хватало. Тогда и стали появляться подпольные студии звукозаписи под легальным прикрытием студий художественного звукового письма. Днем, в рабочее время, в такой студии, заплатив немного денег, можно было записать звуковое письмо с теплыми словами для родни или песню собственного исполнения. Для этого использовали мягкую децелитовую пленку , из которой делали пластинку и специальный аппарат звукозаписи. Пластинки с голосовыми сообщениями, которые можно было отправить по почте или кому нибудь подарить были весьма популярны.

Но когда рабочий день заканчивался и город засыпал - просыпалась звуковая мафия. Под покровом ночи в студии во всю кипела работа по нарезке механическим способом звуковых бороздок с запрещенной музыкой. В списках запрещенных артистов в те времена числились Петр Лещенко , Леонид Утесов и Александр Вертинский . Так же в этих списках можно было найти названия иностранных джазовые оркестров , музыкантов играющих фокстрот и танго и исполнителей романсов первой и второй волн эмиграции.

Фото с сайта  princetonianamuseum.org
Фото с сайта princetonianamuseum.org

Одна из первых студий такого рода была открыта в 1946 году артелью "Инкоопрабис" в Ленинграде, на Невском проспекте, в доме номер пятьдесят семь. Инициатором открытия студии выступил Станислав Казимирович Филон , который привез из Польши немецкий аппарат для звукозаписи фирмы "Телефункен".

Невский проспект, 75.  Фото из открытых источников.
Невский проспект, 75. Фото из открытых источников.

Через год в 1947 году там же, в Ленинграде, Руслан Богословский, Борис Тайгин и Евгений Саньков открыли легендарную студию "Золотая собака". Аппарат для записи звука сделал Руслан Богуславский , скопировав принцип работы и основные узлы с аппарата, который стоял в студии на Невском. Материал для пластинок доставали в больницах, где годами копились рентгеновские снимки, подлежащие уничтожению.

Самодельный аппарат для звукозаписи. Фото из открытых источников.
Самодельный аппарат для звукозаписи. Фото из открытых источников.

Но как отмечали покупатели, качество пластинок было на порядок выше тех, которые были изготовлены в студии на Невском.

Пластинка на рентгеновском снимке. Фото с сайта x-rayaudio.com
Пластинка на рентгеновском снимке. Фото с сайта x-rayaudio.com

В ноябре 1950 в Ленинграде прошли массовые аресты всех , кто был причастен к изготовлению и продаже самодельных пластинок. Основатели "Золотой собаки" тоже были арестованы и после следствия, которое длилось одиннадцать месяцев, сели в тюрьму.

После освобождения по амнистии, в 1953 году Борис, Руслан и Евгений открыли "Золотую собаку" еще раз. В 1957 году Руслан Богуславский был арестован по доносу и сел в лагерь на три года.В это трудно поверить, но находясь в лагере и имея доступ к технической литературе и необходимым материалам Богуславский усовершенствовал изготовление самодельных пластинок, доведя качество до профессионального уровня. После освобождения он уже в третий раз открывает свою студию и начинает в домашних условиях пластинки, которые невозможно было отличить от заводских. Затем приходит 1961 год и приносит новое уголовное дело и новый срок в тюрьме. Освободившись через год Руслан ,возвращается в страну, где уже царствовал магнитофон и надобность в самодельных пластинках отпала сама собой.

Руслан Богуславский. Фото из открытых источников.
Руслан Богуславский. Фото из открытых источников.