Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Проект "Все "Искатели"". 1970 год, №4: Саймак и Конан Дойль

Вот и подоспели очередные выходные, а вместе с ними - очередной выпуск нашего замечательного проекта. Признаюсь, предыдущие два номера «Искателя» пришлись мне не очень по душе, поэтому «Искатель» №4 за 1970 год я начинал читать, настроившись на позитивный лад, ибо уже увидел в содержании имена Клиффорда Саймака и Артура Конан Дойля. Конечно же, мастера мои ожидания не обманули, ну а подробный обзор читайте ниже. 1. Виктор Егоров, «Заложник». Остросюжетная повесть на революционно-патриотическую тему, действие разворачивается в Азербайджане в начале тридцатых годов. Все время пока я читал, меня не покидало ощущение, что это что-то знакомое… И в конце концов сообразил: это же очень похоже на сюжет «Эры милосердия» Вайнеров! Роман мэтров советского детектива вышел спустя пять лет, в 1975 году, но я не собираюсь обвинять их в плагиате — сюжет-то на самом деле очень распространенный, суть не в нем, а в героях, в характерах персонажей, а тут общего очень мало. Но сходство все равно ощущаетс

Вот и подоспели очередные выходные, а вместе с ними - очередной выпуск нашего замечательного проекта. Признаюсь, предыдущие два номера «Искателя» пришлись мне не очень по душе, поэтому «Искатель» №4 за 1970 год я начинал читать, настроившись на позитивный лад, ибо уже увидел в содержании имена Клиффорда Саймака и Артура Конан Дойля. Конечно же, мастера мои ожидания не обманули, ну а подробный обзор читайте ниже.

1. Виктор Егоров, «Заложник». Остросюжетная повесть на революционно-патриотическую тему, действие разворачивается в Азербайджане в начале тридцатых годов. Все время пока я читал, меня не покидало ощущение, что это что-то знакомое… И в конце концов сообразил: это же очень похоже на сюжет «Эры милосердия» Вайнеров! Роман мэтров советского детектива вышел спустя пять лет, в 1975 году, но я не собираюсь обвинять их в плагиате — сюжет-то на самом деле очень распространенный, суть не в нем, а в героях, в характерах персонажей, а тут общего очень мало. Но сходство все равно ощущается.

2. Владимир Малов, «Семь пядей». Юмористический рассказ с сильным дидактическим уклоном о том, что надо думать своей головой, а не рассчитывать на помощь со стороны. На самом деле, написано очень неплохо, хотя я затрудняюсь сказать, зачем в «Искателе», основной целевой аудиторией которого все-таки были взрослые, печатать рассказ, явно рассчитанный на школьников не старше двенадцати лет. Конечно, сейчас мне этот рассказ кажется запредельно наивным, хоть и забавным, но примеряя его на себя-двенадцатилетнего, ученика советской школы, я понимаю, что тогда прочитал бы его с удовольствием. Искусственный мозг, который знает ответы на все вопросы и лезет со своей помощью к мальчишке, к месту и не к месту — эдакий технологический вариант Хоттабыча, но финальный (довольно неожиданный и крутой) поворот сюжета очень освежает произведение.

"Семь пядей", рис. Г. Новожилова
"Семь пядей", рис. Г. Новожилова

3. Клиффорд Саймак, «Воспителлы». Классический рассказ мэтра научной фантастики. Тонкий, психологически бьющий по самым уязвимым местам — радость детства, одиночество старости, пропасть между поколениями… Начинается как будто бы «за упокой», с отчетливыми отзвуками «Мидвичских кукушек» Уиндема и предвестием «Гадких лебедей» Стругацких, но это же Клиффорд, черт его подери, Саймак! Так «закольцевать» сюжет, выбить стереотипы из-под ног у читателя он умел как никто другой. Я знаю, что многие воспринимают рассказ как историю про «эмоциональных вампиров», но финал рассказа это мнение полностью опровергает, как мне кажется… Если вы со мной не согласны — перечитайте еще раз.

4. Артур Конан Дойль, «Ужас высот». Фантастическая история от патриарха приключенческой литературы, своего рода предтеча сумрачных видений Лавкрафта (хотя, конечно, без излюбленной последним хтонической жути). Пилот — первооткрыватель воздушных пространств сталкивается с невероятной (и местами опасной) мегафауной, населяющей верхнии слои атмосферы. Написано в типичном для таких рассказов того времени стиле: якобы это перепечатка случайно найденного дневника пропавшего без вести главного героя. Раз уж я подобрал аналоги к каждому из предыдущих произведений этого номера, то пусть и этот рассказ не станет исключением: очень интересно, вспоминал ли этот рассказ Артур Кларк, когда задумывал свою блестящую повесть «Встреча с медузой»?

"Ужас высот", рис. Л. Катаева
"Ужас высот", рис. Л. Катаева

Вот и весь номер. Я мельком глянул на содержание ближайших номеров — а там еще Саймак, Гордон Диксон, Сименон… Постараюсь познакомить вас с ними как можно скорее, так что оставайтесь на канале — будет интересно!