Прасковья Григорьевна Юсупова родилась в начале 1700-х годов. Она была младшей дочерью князя Григория Дмитриевича Юсупова, сподвижника Петра I. Кроме Прасковьи, у князя было еще три сына и дочь Марья, которая стала монахиней. Григорий Дмитриевич очень любил Прасковью, баловал ее.
Юная Прасковья была не только красавицей, но и умницей. Сам император Петр I, будучи в гостях у Юсуповых, гладил маленькую Прасковью по голове и целовал в макушку.
— Первый император Петр Великий меня жаловал и в голову целовал, — вспоминала княжна уже в монастыре о далеком детстве.
Юная Прасковья была от природы очень сообразительна, отличалась острым умом, сильной волей и несгибаемым характером. Саида – так называли в семье домашним татарским именем княжну Прасковью. Юсуповы были старинным княжеским родом, происходившим от ногайского правителя Юсуфа. Григорий Дмитриевич нередко сравнивал младшую дочь с ногайкой, которая только гнулась, но не ломалась.
Прасковья росла при Дворе, блистала на ассамблеях, дружила с цесаревной Елизаветой и даже знала об ее любовных увлечениях. Кроме того, Юсуповы были очень богаты. Казалось, Прасковью ждало блестящее будущее. Но судьба оказалась неумолима.
В январе 1730 года умер от оспы четырнадцатилетний император Петр II, внук Петра I. Согласно завещанию Екатерины I, после Петра II, на случай, если у него не останется детей, трон должен был перейти к Анне Петровне, старшей дочери Петра I. Но Анна Петровна умерла в мае 1728 года. Ее сын, будущий император Петр III, был еще слишком мал. По закону следовало править Елизавете, но члены Верховного тайного совета решили, что трон следовало занять Анне Иоанновне, племяннице Петра I. Члены Верховного тайного совета надеялись, что, выбрав Анну Иоанновну, останутся у власти. Они потребовали у будущей российской императрицы перед коронацией подписать «Кондиции» - специальный документ, ограничивший ее власть.
Анна Иоанновна пошла на хитрость и поначалу согласилась с требованиями Верховного тайного совета. Но новая императрица отменила все договоренности, как только взошла на престол. Верховный тайный совет был распущен, а его члены либо казнены, либо отправлены в ссылку.
Анна Иоанновна щедро одарила союзников, группу дворян, выступивших за самодержавие при поддержке гвардии. В день своей коронации она произвела Григория Дмитриевича Юсупова, отца княжны Прасковьи, в генерал-аншефы. Григорий Дмитриевич умер в начале сентября 1730 года в возрасте 53 лет.
Уже через две недели княжну Прасковью по личному распоряжению императрицы взяли под стражу и отправили в сопровождении сержанта и солдат в Тихвинский Введенский монастырь. Теперь за княжну отвечал Тихвинский архимадрит Феодосий, под началом которого находился монастырь. Феодосий в свою очередь поручил княжну игуменье Дорофее — с наказом — держать накрепко привезённую особу и никого к ней не допускать.
Игуменья не знала, куда поместить ссыльную княжну, потому оставила её в своей тесной келье. Небольшой угол за занавеской, маленькая кровать, деревянный стол и стул — вот и все, чем пришлось довольствоваться княжне после роскошной дворцовой жизни.
Поначалу Прасковья ждала, что ситуация прояснится. Выяснится, в чем ее обвиняют. Только вот княжна никогда не отличалась терпением. Вспышки ярости ее и погубили:
Брат мой, князь Борис — сущий супостат, от его посягательства сюда я и прислана. Государыня царевна Елизавета Петровна милостива и премилостива и благонравна, и матушка государыня императрица Екатерина Алексеевна была до меня милостива же, а нынешняя императрица до меня не милостива… Она вот в какой монастырь меня сослала, а я вины за собой никакой не знаю. A взял меня брат мой Борис да Остерман, и Остерман меня допрашивал. А я на допросе его не могла вскоре ответствовать, что была в беспамятстве… Ежели бы государыня царевна Елизавета Петровна была императрицей, и она бы в дальний монастырь меня не сослала. О, когда бы то видеть или слышать, что она бы была императрицей! - жаловалась княжна Прасковья на нелегкую жизнь.
И сегодня неизвестно, какая именно была причина ареста княжны Прасковьи. Дружба ли с Елизаветой Петровной? Подозрение на участие в заговоре? Или, может, княжну помог заточить в монастырь старший брат Борис, из зависти или из ревности невзлюбивший младшую сестру? Ясно одно: своими жалобами и непокорным характером княжна Прасковья навлекла на себя гнев монастырского начальства.
В Тихвинском монастыре Прасковья провела пять лет. Условия ее жизни становились все тяжелее. Княжна злилась и говорила много опасных слов, которых не следовало говорить в ее положении. Все слова, сказанные княжной Прасковьей, тщательно записывались. А тут еще с пленницей произошла новая беда. Задержали некую Юленеву, которой княжна доверилась, передала некоторые письма. Письма эти попали к Андрею Ивановичу Ушакову, начальнику Тайной канцелярии. В результате бедную Прасковью из монастыря доставили на допрос с пристрастием. Княжне было вынесено такое решение:
«За злодейственные и непристойные слова, по силе государственных прав, хотя княжна и подлежит смертной казни, но её императорское величество, милосердуя Юсуповой за службу её отца, соизволила от смертной казни её освободить и объявить ей, Юсуповой, что то упускается ей не по силе государственных прав — только из особливой её императорского величества милости».
30 апреля 1735 года княжна Прасковья была наказана «кошками» (плетьми с особыми хвостами с крючьями, наносящими рваные раны). Сразу же после наказания она была пострижена архимандритом Аароном в монахини и названа Проклою. Инокиню Проклу сослали в отдаленный монастырь Тобольской епархии, где ей и предстояло прожить всю оставшуюся жизнь. О допросе в Тайной канцелярии княжне Прасковье велели молчать под страхом смерти. Только княжна Прасковья не собиралась мириться с судьбой, даже когда стала монахиней Проклой.
«… монахиня Прокла ныне в житии своем стала являться весьма бесчинна, а именно: в церковь Божию ни на какое слово Божие не ходит; монашеское одеяние с себя сбросила и не носит; монашеским именем Проклою не называется…»
Мятежную монахиню строго наказывали. Ее держали в ножных кандалах под бдительным присмотром. В 1740 году Анна Иоанновна умерла. Императрицей стала Елизавета Петровна, которая вернула из ссылки почти всех людей, неугодных прежней императрице. Вот только про верную подругу Елизавета почему-то забыла.
Юсупова Прасковья Григорьевна умерла в 1762 году. Она боролась всю жизнь, но обстоятельства оказались сильнее.
(с) Рыжая Молли
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!