Армейский стандарт США. Руководство по полевым операциям по поддержанию морального духа, Стратегические службы (предварительное), 1943 год. Военная пропаганда. Моральные операции с противником. Один из разделов стандарта.
20. СЛУХИ
a. Слух - это неподтвержденная, неофициальная история
или сообщение, представленные и переданные как факт. Можно выделить два основных типа слухов: подрывные слухи которые играют на эмоциях и настроениях своей аудитории с целью подрыва морального духа; и слухи, которые в первую очередь направлены на то, чтобы ввести в заблуждение.
б. Подрывные слухи против врага используются для того, чтобы использовать страх и тревогу тех, кто начал терять уверенность в военном успехе; внушать ложный оптимизм и чрезмерную уверенность, которые приведут к разочарованию ; вызывать народный антагонизм к гражданским и военным лидерам; создавать раскол среди расовых, политических-политические, религиозные и военные группировки внутри страны и между народами союзных стран; вызывать враждебные население не доверять своим собственным источникам новостей; побуждать гражданское население к ускорению финансовых, продовольственных и других кризисов паническими реакциями; и создавать путаницу и уныние, представляя мешанину противоречивых
сообщений.
g. В дополнение к вышесказанному, слухи могут быть использованы для вызвать отвлекающие или бессильные действия противника,
раскрыв ложную информацию о наших планах и возможностях.
d. Степень, в которой слухи могут достигать таких результатов, в значительной степени определяется: (1) ходом военных событий; (2) эффективность других пропагандистских средств союзников; (3) эффективность вражеской пропаганды и вражеских репрессивных мер; (4) эмоциональное состояние аудитории; и (5) искусность и пригодность
слухов с точки зрения предыстории и информации аудитории. Редко они могут измениться сами по себе основные установки. Их функция состоит в том, чтобы подтвердить подозрения и убеждения, которые уже скрыты; придать смысл и направление страхам, обидам или надеждам, которые были вызваны более материалистическими причинами; склонить чашу весов, когда общественное мнение находится в неустойчивом состоянии.
e. Цели распространения слухов
Следующие группы наиболее восприимчивы кслухам:
(1) Группы или классы, которые стали бояться и беспокоятся о своем личном благополучии. Слухи должны, как правило, подтверждать пессимистические ожидания вовлеченной группы.
(2) Группы или классы, которые стали нереализованными, чрезмерно уверенный в себе или полный надежд. Слухи должны быть сосредоточены на "информации", которая поддерживает их надежды, которая согласуется с имеющейся у них информацией, но которая в конечном итоге приведет к разочарованию.
(3) Группы или классы, которые с подозрением
относятся к другим группам или лидерам или ненавидят их. Слухи, направленные против таких групп, должны быть сосредоточены на "информации", которая оправдывает и усиливает враждебность.
(4) Группы или классы, чья монотонная, монотонно-барабанная жизнь делает их особенно восприимчивыми к фантазиям; например, мужчины в тюрьмах, армейских лагерях.
(5) Высоко религиозные группы.
(6) Примитивные, крайне суеверные группы, чьи наивные, традиционные верования могут быть использованы.
(7) Группы с чувством вины, которые боятся возмездия.
(8) Особые группы, которым не хватает информации либо
в результате цензуры, дискредитирующей пропаганды, физической изоляции, либо неграмотности.
f. Свойства хорошего слуха
Хороший слух - это тот, который широко распространится в
форме, близкой к оригинальной истории. Вероятно , главным фактором, определяющим, зацепит ли она читателя, является степень, в которой она адаптирована к душевному состоянию
аудитории. Кроме того, успешные слухи воплощают в себе большинство из следующих качеств:
(1) Правдоподобие. Правдоподобный слух связан с некоторыми
известными фактами, но не поддается полной проверке. Оно
может быть, это и преувеличение, но оно не дотягивает до невероятного. Это часто появляется как "внутренняя" история.
(2) Простота. Хороший слух использует в качестве основы только одну
центральную идею. Его основное послание простое , и поэтому его легко запомнить.
(3) Пригодность для выполнения задачи. Для обобщения мнений или
установок, которые уже получили широкое признание, лучше всего подходят слухи типа лозунга. ("Англия будет сражаться до последнего француза"). Ввести "информацию" что поможет сформировать новое отношение, однако, лучше всего подходят слухи повествовательного типа (например, слухи, которые "доказывают", что Гитлер психически болен).
(4) Живость. Независимо от длины или типа, слухи, которые стимулируют четкие мысленные картины с сильным эмоциональным содержанием, вероятно, будут наиболее эффективными.
(5) Внушаемость. Тип слухов, которые просто намекают или предполагают что-то вместо того, чтобы утверждать это, хорошо приспособлен для распространения страха и сомнений. Слушателю всегда должно быть позволено формулировать свои собственные выводы.
(6) Конкретность. Чем конкретнее и точнее слух, тем меньше вероятность того, что он будет искажен при передаче.
g. Использование каналов распространения слухов
(1) Для эффективной работы по распространению информации необходимо сначала необходимо провести тщательное и систематическое обследование все возможные каналы. Затем форма и содержание слухов должны быть адаптированы к конкретным каналам, через которые они должны быть запущены.
Например, слух, распространяемый в кругах грузчиков, может содержать в своей основе немного порнографии. Несколько каналов следует регулярно пересматривать , чтобы определить, достигается ли максимальная циркуляция.
(2) Распространители слухов должны быть уроженцами территории,
где должны распространяться слухи. По соображениям
безопасности важно, чтобы распространитель слухов был осторожен. Слух должен быть распространен перед невинным, но разговорчивым человеком (например, парикмахером, барменом), который бессознательно распространит желаемый слух.
(3) Слухи также могут быть инициированы путем размещения
материала в газетах, написания провокационных писем, содержащих целенаправленное сообщение, оставления писем лежащими о том, где люди заберут их , когда они будут одни, путем использования опровержений и преднамеренной неосторожности.
h. Координация и сроки
Не существует жестких правил относительно того, должны ли слухи
предшествовать другим подрывным инструментам при проведении данной кампании или следовать за ними. Слухи, распространяющиеся- таким образом, подготавливается почва для последующего использования поддельных брошюр, для личной вербовки и для открытых пропагандистских передач и листовок. В других случаях, как, например, после сноса SO, слухи могут быть наиболее эффективно использованы для эксплуатации и преувеличения достигнутых результатов. Чтобы зацепиться, слухи обычно должны использовать сиюминутный фокус общественного интереса. Следовательно, всегда применимо одно правило выбора времени: между провоцирующим событием и распространением слухов должно быть как можно меньше промежутка времени .