Найти тему
Новые сказки Севера

Жил был город у Белого моря

Клин Савельич

В ранешние времена соль хоть и дорога была, да только у нас в Архангельской губернии её ложками ели. На ломоть ржаного хлеба вместо сёмужей икры насыпали и за обе щеки уплетали. А добывали её в селе Нёнокса.

фото: Александр Журавлев
фото: Александр Журавлев

Соли в земле столь богатые залежи оказалось, что её даже искать не приходилось. Любой крестьянин чуть, было, копнёт у себя в огороде, моментом соляной родник зажурчит, а если кто решался колодец выкопать, то фонтан выше двухэтажного дома поднимался.

Старожилы сказывают, будто однажды под Нёнокс-горой, где земное давление пуще, жадный Сиверьян колодец выкопал в десять саженей глубиной, и, с того колодца фонтан рассола в небо выголил. И с такой-то силой, что всю округу затопило, море из берегов вышло и за пару дней осолонилось.

Вплоть до того случая Белое море пресным считалось на манер Байкала, его реки опресняли, а с океаном оно не смешивались, потому что при выходе на простор суво́и* случались.

Ну, а как Северьян дыру-то пробил тут уж всё и случилось!

фото: Александр Журавлев
фото: Александр Журавлев

Сначала, конечно, радовались: котлом прямо из моря зачерпнул – уху сварил, рассолом бочку с треской залил – на зиму рыбу засолил.

А чуть погодя за голову схватились – из леса на солонцы всякое зверьё потянулось. Лоси с утра и до вечера – му-у-у! – будто не доенные коровы мычали, прибрежные камни облизывали. Кабаны-секачи – хрю-хрю! – от удовольствия похрюкивали, в лужах купались, солевые ванны на отмелях принимали. Бурые медведи про мёд и малину забыли – лапу в рассол макали, и, щурясь да причмокивая, облизывали. Лахтаки целым юро́м** приплывали, селёдку из сетей воровали, на лодки-карбаса отдохнуть забирались, рыбаков пугали.

Ни к реке, ни к морю было не подойти – все рычат, ревут из-за соли готовы порвать на куски.

На выручку старец Клин Савельич поспешил, всё доходчиво объяснил:

– Всякое дело мера красит. Колодец валуном привалите. А скважины чуть выше на горе соорудите. Там соли поменьше, да толку будет больше.

Пришлось нёнокшанам в городе Архангельске грузовую ло́дью нанимать, чтобы нужный камень доставить и бурный колодец завалить. С Матки*** необъятный валун, конь-камень привезли, при помощи канатов и лебёдок на солёный колодец его угнездили и наконец-то с облегчение вздохнули.

фото: Александр Журавлев
фото: Александр Журавлев

На горе новые не глубокие колодцы выкопали, рассол по желобам в солеварни направили. В рубленых солеварнях соль выпаривали, сушили, в мешки затаривали и на ярмарки развозили. Жадному Сиверьяну пригрозили, мол, ещё раз такое отчебучит, от всего мира тумаков получит.

А Белое море и по сей день малость солёно, хоть реки его и опресняют, но, видимо, не герметична пробка вышла, из-под камня рассол просачивается, подтекает.

Суво́й* – столкновение противоположных течений, или ветра и морского течения.
Юро́** – стадо морского зверя.
Матка*** (Мать-земля) – так любовно поморы называли архипелаг Новая Земля.

Продолжение следует...