Найти в Дзене

Из цветочницы в дивный мир продаж и рекламы

Оглавление

Всем привет! На связи Анастасия, на этом канале рассказываю про опыт работы своей цветочной мастерской https://vk.com/uniflowers_irkutsk , почему в мае 2022 её пришлось закрыть и развиваться в другой сфере - маркетинге. Какие рекламные инструменты работают и есть ли "волшебная таблетка" для увеличения клиентов в бизнесе.

Как всё начиналось?

После окончания университета факультета бухгалтерского учета у меня появилась мысль открыть своё дело. Документальные, налоговые аспекты были мне понятны и не пугали. В нашей семье еще не было ни одного предпринимателя - это вдохновляло ещё больше. Семья полностью поддержала, мы с сестрой подумали над своими сильными сторонами: у нее за плечами художественная школа, у меня экономические знания. Нужен был не высокий порог входа, цветочный бизнес показался нам подходящим. Энтузиазм победил все сложности, но путь был тернист, мы не подумали, что сначала неплохо было бы поработать в каких-нибудь цветочных магазинах, узнать хоть что-то про привлечения клиентов, поэтому пришлось учиться на своих ошибках. Потихоньку дело росло, из ремесленничества в настоящий бизнес с финансовой моделью и персоналом. В процессе покупали много обучений, обращались к различным специалистам по рекламе, но так и не получали желанного результата.

Разворот на 180°

Казалось, что мы что-то упускаем, вложения в рекламу не окупаются. Чуть больше года назад, я задумалась над тем, чтобы самостоятельно разобраться в настройках контекстной рекламы, таргета и других инструментов. Выбор был сделан в пользу обучения в GeekBrains на интернет маркетолога. Обучение большое - полтора года. Спустя пол года учебы в стране случилось, то что случилось и цветы нужного нам ассортимента на месяц перестают возить к нам в Иркутск. Кроме того, моя сестра очень быстро переезжает в другую страну, а главный флорист переезжает в другой город, к этому всему добавляется куча тревожности.

Что делать? Через полтора месяца принимаем решения продать магазин. Самое интересное, было несколько покупателей, но им нужно было больше времени на принятие решения. Аренда заканчивалась в итоге распродали магазин по частям (холодильник, мебель, вазы, упаковку). Получилось выйти без убытков, от магазина остались только аккаунты в запрещенной сети, в ВК и самый главный вопрос: "Что делать дальше?". Учеба ещё идет, прошли теорию, но прикладных знаний контекста и таргета ещё нет, и нет проекта, на котором бы я смогла отрабатывать полученные знания, не опасаясь, что деньги заказчика сольются.

Новое дело

Пострадав пару месяцев, подруга позвала поработать ее помощником в детский центр. Ура! В ближайшие пол года получилось на практике разработать стратегию продвижения. Получилось увеличить количество клиентов в полтора раза. Получилось понять, куда я хочу двигаться, развиваться, найти опору в себе и своих знаниях.

Если бы у меня были эти знания на старте своего цветочного, мы бы сделали все по-другому, но уже как есть и я рада этому опыту.

Самое главное получилось понимание причин, почему не получается этой "волшебной таблетки", вложения не окупаются так, как хочется.

Инсайты

Для себя я определила самые важные аспекты, которые должны быть, чтобы реклама работала, оговорюсь, что речь идет про малое предпринимательство и мой опыт. Их очень много, здесь самые важные на мой взгляд:

1. Не проработан путь клиента и точки касания с ним. Площадка, на которую мы запускаем трафик должна отвечать на все вопросы клиента: стоимость или из чего она складывается, как сделать заказ, в чем преимущества, условия доставки и возврата, система лояльности, и др. Закрыть все страхи и возражения.

2. Регулярно общаться с клиентами. Публиковать предложения, рассказывать про преимущество своего товара или услуги каждый день. В своем цветочном сначала на соц. сети у нас не хватало сил, публиковали букеты через раз, но как только наняли смм специалиста, через 2-3 месяца заказы увеличились без дополнительной рекламы.

3. Оцифровка клиентов. Установите счетчики и пиксели метрики везде, где это возможно для сбора и оцифровки своих клиентов - об этом инструменте я вообще не знала до учёбы. Это действие - самый главный кладезь информации для настройки эффективной рекламы. Так вы узнаете кто действительно у вас покупает.

4. Медийность. Опубликуйтесь во всех бесплатных онлайн-площадках: Яндекс и Гугл каратах, авито, зуме, яндекс маркете и др. Участвуйте во всевозможных выставках и конференциях, публикуйте об этом видео и статьи, в комплексе это усиливает эффект всей рекламы в целом.

Если к данным четырем пунктам прибавить хорошо проработанную финансовую модель, внутренние регламенты и инструкции, организационную структуру, продуктовую линейку, то как минимум уменьшится слив рекламного бюджета, компания будет расти и развиваться.

Движение вперед

Я очень переживала, что пришлось закрыть дело, которое развивала в течении 6 лет. Казалось, что я неудачница, не смогла, не получилось. Но спустя пол года пришло осознание, что самый лучший предприниматель - это маркетолог. У каждого свой путь развития и самореализации. Сейчас есть возможность подойти к предпринимательству не только на одном энтузиазме, но и осознано без сильнейшего стресса, применив новые полученные знания.

В данный момент я почти изучила как настраивать контекстную и таргетированную рекламу, уволилась из детского центра и только только устроилась работать в диджитал агентство. Буду делится здесь новыми для себя и возможно для кого-то еще полезными рекламными инструментами.