Найти в Дзене
Aristologia

Уильям Моррис. "Величайшая сторона искусства - это искусство будничной жизни..."

Есть такие герои, условные Да Винчи-Ломоносовы, которые тянут тебя за руки в разные стороны, когда ты начинаешь о них писать. Уж столько они всего в жизни попробовали и в стольких сферах преуспели, что упустить что-то – преступление.

Таков Уильям Моррис.

Портрет Уильяма Морриса. Джордж Фредерик Уоттс. 1870 год
Портрет Уильяма Морриса. Джордж Фредерик Уоттс. 1870 год

Он был:

Писателем и поэтом;

Переводчиком;

Путешественником-исследователем Исландии;

Одним из основателей британского движения «Искусства и ремесла»;

Художником-прерафаэлитом;

Создателем «Красного дома»;

Социалистом, основателем Социалистической лиги;

Борцом за права рабочих и модернизатором условий труда;

Каллиграфом;

Одним из создателей «английского стиля» в декоре;

Популяризатором идеалов Средневековья;

Создателем тканей и гобеленов;

Разработчиком обоев;

Защитником старинной архитектуры;

Автором витражей;

Помогал расписывать Артуровские фрески в Оксфордском союзе (не очень удачно);

Чуть не стал священнослужителем;

Чуть не стал архитектором…

Я не зря поставила многоточие, потому что вдруг что-нибудь упустила.

И при всем этом многообразии в истории он остался знаменит как создатель обоев с роскошными растительными узорами.

***

Уильям Моррис считается одним из основоположников стиля модерн в Великобритании. Он стоял у истоков концепции синтеза, согласно которой понятие красоты неотделимо от верности природе.

Моррис рассуждал так: «…все, что делается человеческими руками, имеет форму либо прекрасную, либо уродливую: прекрасную, если она гармонирует с природой и соответствует ей; уродливую, если она не соответствует природе и извращает ее…»

Эскизы Уильяма Морриса
Эскизы Уильяма Морриса

Глубоко погруженный в романтику Средневековья, Моррис ненавидел прогресс и индустриализацию Викторианского времени.

«Я призываю вас осознать опасность, которой угрожает нам цивилизация. Эта опасность порождена самой цивилизацией. Она заключается в том, что, стремясь предоставить как можно больше жизненных благ как можно большей части населения, люди лишают человечество красоты жизни…», - говорил Моррис на собрании промышленников в 1880 году.

Уильям Моррис. 1870-е годы
Уильям Моррис. 1870-е годы

Уильям Моррис был одним из основателей движения «Искусства и ремесла», главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, к «той работе простолюдинов, в которой когда-то участвовали все люди».

Книжный шкаф Morris&Сo. Ок. 1860 г.
Книжный шкаф Morris&Сo. Ок. 1860 г.

Возврат одновременно к средневековому прошлому и к природе был очень характерен для творчества Уильяма Морриса. Большой поклонник артурианы и в частности «Смерти Артура» Томаса Мэлори, Моррис создал сборник «Защита Гвиниверы и другие стихи», один из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов, вышедший в 1858 году.

Титульный лист первого издания первого опубликованного сборника стихов Морриса, 1858 г.
Титульный лист первого издания первого опубликованного сборника стихов Морриса, 1858 г.

Позже он переиздаст этот сборник в своем издательстве Kelmskott Press в соответствие со своими представлениями о прекрасном.

Разворот сборника "Защита Гвиниверы и другие стихи" издательства Уильяма Морриса Kelmskott Press. 1892 год
Разворот сборника "Защита Гвиниверы и другие стихи" издательства Уильяма Морриса Kelmskott Press. 1892 год

Как художник он воплотил свою жену Дженни в образе Гвиниверы.

Рисунок Уильяма Морриса "Королева Гвинивера"
Рисунок Уильяма Морриса "Королева Гвинивера"
Прекрасная Изольда (ранее известная как Королева Гвинивера), Уильям Моррис, 1858 год
Прекрасная Изольда (ранее известная как Королева Гвинивера), Уильям Моррис, 1858 год

Средневековая романтика пропитывает картины, гобелены и витражи Морриса, даже те, которые отражают религиозную тематику. Его ангелы больше похожи на эльфов, а святые всегда раннесредневековые и легендарные.

Славящие ангелы. Гобелен
Славящие ангелы. Гобелен
Служащие ангелы. Гобелен
Служащие ангелы. Гобелен
Король Артур и сэр Ланселот. Витраж
Король Артур и сэр Ланселот. Витраж
Королева Гвинивера и Изольда Белые Руки
Королева Гвинивера и Изольда Белые Руки
Битва между Тристрамом и сэром Мархаусом
Битва между Тристрамом и сэром Мархаусом

В 1861 году Уильям Моррис совместно с другими художниками-прерафаэлитами открыл мастерскую Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая создавала домашний декор, мебель и предметы домашнего обихода в средневековом стиле.

Здесь делали витражи, резные украшения, ковры, домашний текстиль. Заказы поступали от самых высокопоставленных клиентов. Компания отремонтировала Оружейную и Гобеленовую комнаты в Сент-Джеймском дворце, спроектировала Зеленую столовую в музее Южного Кенсингтона. Сейчас это комната Морриса в музее Виктории и Альберта.

Интерьер Комнаты Морриса в Музее Виктории и Альберта
Интерьер Комнаты Морриса в Музее Виктории и Альберта
Интерьер Комнаты Морриса в Музее Виктории и Альберта
Интерьер Комнаты Морриса в Музее Виктории и Альберта

Большим успехом пользовались витражи, изготовленные компанией прерафаэлитов.

Часовня Ордена Чертополоха в Соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге
Часовня Ордена Чертополоха в Соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге
Витраж в Соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге
Витраж в Соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге

Обращение Давида к Соломону. Витраж в Троицкой церкви, Бостон, Массачусетс. 1882 г.
Обращение Давида к Соломону. Витраж в Троицкой церкви, Бостон, Массачусетс. 1882 г.
Рождество. 1882 г.
Рождество. 1882 г.
Витраж в  Церкви Св. Марии, Южный Уолшем, Норфолк
Витраж в Церкви Св. Марии, Южный Уолшем, Норфолк
Витраж в Аббатстве Малмсбери
Витраж в Аббатстве Малмсбери

Знаменитый «Красный дом» и поместье Келмскотт Уильяма Морриса почти полностью были обустроены Моррисом и его партнёрами.

Красный дом Уильяма Морриса в Бекслихите
Красный дом Уильяма Морриса в Бекслихите

Интерьер Красного дома
Интерьер Красного дома
Интерьер Красного дома
Интерьер Красного дома
Витражное окно в Красном доме
Витражное окно в Красном доме
Входная дверь в Красный дом (изнутри)
Входная дверь в Красный дом (изнутри)
Интерьер Красного дома
Интерьер Красного дома
Поместье Уильяма Морриса  Келмскотт (иллюстрация)
Поместье Уильяма Морриса Келмскотт (иллюстрация)
Спальня в Келмскотте
Спальня в Келмскотте
Занавеска в поместье Келмскотт
Занавеска в поместье Келмскотт

Кресло работы Филиппа Уэбба. 1865 г.
Кресло работы Филиппа Уэбба. 1865 г.
Стулья. Дизайн Данте Габриэля Росетти
Стулья. Дизайн Данте Габриэля Росетти
Шкаф "Медовый месяц короля Рене", Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс
Шкаф "Медовый месяц короля Рене", Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс
Деревянная ширма с вышитой тканью
Деревянная ширма с вышитой тканью

Постепенно Уильям Моррис все больше сосредоточивался на разработке узоров для тканей и обоев. И это всегда был растительный орнамент.

«В том-то и заключается прелесть декоративности и главная ее особенность близости к природе; именно так сплетаются изумительные затейливые узоры, выдумываются странные формы, которые доставляют людям наслаждение: они не обязательно копируют природу, но при их создании рука мастера действует как сами природа, пока ткань, чашка или нож не будут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или черный камень», - писал Моррис.

Первым рисунком обоев, разработанных Уильямом Моррисом в 1864 году, были "Маргаритки" - нежные, но довольно тривиальные.

Обои "Маргаритки"
Обои "Маргаритки"

В этом же году Моррис разработал узор, принесший ему известность - Trellis. По словам автора, он вдохновлялся розами, которые выращивал в своем Красном доме. В последующие годы Моррис несколько раз дорабатывал первоначальный узор.

Обои "Trellis" (Решетка)
Обои "Trellis" (Решетка)
Обои Trellis в интерьере
Обои Trellis в интерьере

В 1875 году Уильям Моррис стал единственным владельцем компании William Morris Company, выкупив акции своих партнеров.

Он полностью сосредоточился на производстве обоев и текстиля: тканей, гобеленов, ковров.

Изготовление гобеленов Моррис считал «самым благородным из всех ткацких искусств» и наиболее подходящим для его интереса к возрождению средневекового декоративно-прикладного искусства.

Гобелен "Дятел". 1885 г.
Гобелен "Дятел". 1885 г.
Гобелен "Зелень". 1890 г.
Гобелен "Зелень". 1890 г.
Гобелен "Лес". 1887 г.
Гобелен "Лес". 1887 г.
Гобелен "Поклонение волхвов". 1897 г.
Гобелен "Поклонение волхвов". 1897 г.
Гобелен "Сад". 1890 г.
Гобелен "Сад". 1890 г.

Самыми известными гобеленами, сделанными Моррисом и его партнером Эдвардом Бёрн-Джонсом, была серия «В поисках Святого Грааля» на основе легенды о короле Артуре.

Гобелен "Вооружение и отъезд рыцарей" из серии "В поисках Святого Грааля". 1898 г.
Гобелен "Вооружение и отъезд рыцарей" из серии "В поисках Святого Грааля". 1898 г.

Моррис привык ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. Очередной целью, которую он перед собой поставил – сделать Англию независимой от Востока в производстве ковров. В середине XIX века на рынке Братании доминировали восточные ковры – оригинальные или их имитации.

Моррис разработал собственные дизайны ковров, сначала ориентируясь на те же восточные мотивы, потом – придумав что-то более английское. Он произвёл несколько серий ковров – Hammersmith, Axminster, Kiddreminster, Wilton.

Ковер с павлином. Ок. 1800 г.
Ковер с павлином. Ок. 1800 г.
Лотос. Настенный ковер
Лотос. Настенный ковер
Ковер "Испания". Ок. 1888 г.
Ковер "Испания". Ок. 1888 г.
Настенный ковер
Настенный ковер

Примечательном дизайном отличался ковер Буллерсвуд, который Моррис разработал для загородной резиденции торговца шерстью Джона Сандерсона.

Ковер "Буллерсвуд"
Ковер "Буллерсвуд"

Кроме того, Моррис возродил искусство ручного вязания небольших ковров.

***

В конце 1860-х годов Уильям Моррис начал экспериментировать с мебельными и набивными тканями. Из города он перенес свою мастерскую в сельскую местность, на территорию аббатства Мертон. Это позволило использовать для производства воду из реки Уэндл, а окрашенные ткани сушить на лугу.

Лексден Льюис Покок. Пруд в Аббатстве Мертон
Лексден Льюис Покок. Пруд в Аббатстве Мертон

Производство было полностью ручным. Сначала рисунок наносился тонкими полосами латуни на брус из грушевого дерева, а потом переносился на ткань. Для каждого цвета использовался свой брусок.

Деревянный блок для текстильной печати
Деревянный блок для текстильной печати

Моррис много экспериментировал с красителями, отдавая предпочтение естественным красителям, чтобы добиваться глубоких натуральных цветов, которые будут «благородно стареть».

«Эти краски, выцветая, все еще остаются прекрасными, - писал Моррис, – и даже после долгого использования не переходят в ничто, через ту стадию лилового безобразия, которая отличает искусственные красители».

Мастерская Уильяма Морриса для текстильной печати
Мастерская Уильяма Морриса для текстильной печати

Один из самых известных узоров Морриса – «Клубничный вор». Он придумал этот рисунок, когда увидел, как дрозды воруют клубнику в его саду.

Набивная ткань "Клубничный вор"
Набивная ткань "Клубничный вор"
Фрагмент узора "Клубничный вор"
Фрагмент узора "Клубничный вор"

Посмотрим на некоторые набивные и жаккардовые ткани Уильяма Морриса.

Змеиная голова
Змеиная голова
Африканские бархатцы
Африканские бархатцы
Индиго
Индиго
Мебельная ткань с набивным рисунком
Мебельная ткань с набивным рисунком
Павлин и дракон. Тканая шерсть
Павлин и дракон. Тканая шерсть
Тюльпан. Набивная ткань
Тюльпан. Набивная ткань
Wandle. Набивная ткань
Wandle. Набивная ткань
-61
Голубь и роза. Жаккардовая ткань
Голубь и роза. Жаккардовая ткань
Исфахан. Шерстяная ткань
Исфахан. Шерстяная ткань
Акант. Набивная ткань
Акант. Набивная ткань
Анемоны. Жаккардовая ткань
Анемоны. Жаккардовая ткань
Индиго. Набивная ткань
Индиго. Набивная ткань
Гранада. Шелковый бархат с позолоченной нитью
Гранада. Шелковый бархат с позолоченной нитью
Акант. Дверная занавеска
Акант. Дверная занавеска
Артишок. Вышитое настенное панно
Артишок. Вышитое настенное панно
Шелковое панно с цветочной вышивкой
Шелковое панно с цветочной вышивкой

***

В 1870-е годы разработка узоров для обоев и их производство выходят для Морриса на первый план. Благодаря практике и постоянному совершенствованию он достиг высокого мастерства в технике и художественном уровне, найдя баланс между цветом, вариациями узора и структурой рисунка. В своей лекции в 1881 году «Некоторые советы по проектированию паттернов» он говорил, что целью хорошего узора было «создание приятной таинственности, которая необходима для любого узорного изделия».

Орнамент "Акант"
Орнамент "Акант"
Орнамент "Дикий тюльпан"
Орнамент "Дикий тюльпан"
Орнамент "Тюльпан и ива"
Орнамент "Тюльпан и ива"
Орнамент "Жимолость"
Орнамент "Жимолость"

В этот период Моррис создал некоторые из своих самых известных дизайнов, создающих иллюзию трехмерности, с роскошными цветами на богатом фоне: «Живокость», «Жасмин», «Ива», «Календула», «Венок».

Живокость
Живокость
Жасмин
Жасмин

Ива
Ива

Календула
Календула
Венок
Венок

Уильям Моррис создал около 50 различных обоев со сложными стилизованными узорами, основанными преимущественно на цветах и растениях Британии. Он размещал узоры таким образом, чтобы они были ритмичными и сбалансированными, создавая ощущения порядка и гармонии. «Обои должны быть естественной частью общего облика комнаты, а не забирать все внимание на себя», - считал Моррис.

Блэкторн
Блэкторн
Виноградная лоза
Виноградная лоза

Виноградная лоза
Виноградная лоза
Первоцвет
Первоцвет
Гиацинт
Гиацинт
Ежевика
Ежевика
Фрукты
Фрукты
Фрукты
Фрукты
Хризантема
Хризантема
Pink&Rose
Pink&Rose
Розовые маки
Розовые маки
Артишоки
Артишоки

Стремление Уильяма Морриса сделать производство как можно более аутентичным, приближенным к народным методам ремесла делало производство очень недешевым. На изготовление одного вида обоев требовалось четыре недели с использованием тридцати печатных блоков и пятнадцати цветов.

Деревянный блок для печати обоев
Деревянный блок для печати обоев

Его товар был дорогим и эксклюзивным, доступным владельцам самых богатых домов.

Интерьер спальни в поместье Стенден
Интерьер спальни в поместье Стенден
Комната в Уайтвик-мэнор
Комната в Уайтвик-мэнор

Мозаичный пол Уильяма Морриса в Стэнмор-холле
Мозаичный пол Уильяма Морриса в Стэнмор-холле
Комната в Уайтвик-мэнор
Комната в Уайтвик-мэнор
Стэнмор-холл
Стэнмор-холл
Вестибюль Стэнмор-холла
Вестибюль Стэнмор-холла
Гостиная леди Тревельян в Уоллингтоне
Гостиная леди Тревельян в Уоллингтоне
Интерьер в стиле "Искусства и ремесла", Холмстед, Ливерпуль
Интерьер в стиле "Искусства и ремесла", Холмстед, Ливерпуль
Желтая спальня в Крэгсайде
Желтая спальня в Крэгсайде
Фрагмент интерьера в Уайтвик-мэнор
Фрагмент интерьера в Уайтвик-мэнор

В 1880 году Уильяма Морриса попросили декорировать обоями комнаты Сент-Джеймского дворца в Лондоне. Для этого он создал сложную конструкцию, названную «Сент-Джеймс», состоящую из шестидесяти восьми отдельных печатных блоков.

Узор обоев для Сент-Джеймского дворца
Узор обоев для Сент-Джеймского дворца
Узор обоев для Сент-Джеймского дворца
Узор обоев для Сент-Джеймского дворца

В 1887 году королева Виктория снова заказала Morris&Company дизайн обоев для замка Балморал, основанного на инициалах королевы «VRI».

И если вы думаете, что такая успешная карьера заставила Уильяма Морриса полностью сосредоточиться на обоях и тканях, то нет. В 1890 году Моррис и его друг Эдвард Бёрн-Джонс основали издательство «Келмскотт-пресс» и начали создавать книги - произведения искусства. Но это уже совсем другая история.