Есть такие герои, условные Да Винчи-Ломоносовы, которые тянут тебя за руки в разные стороны, когда ты начинаешь о них писать. Уж столько они всего в жизни попробовали и в стольких сферах преуспели, что упустить что-то – преступление.
Таков Уильям Моррис.
Он был:
Писателем и поэтом;
Переводчиком;
Путешественником-исследователем Исландии;
Одним из основателей британского движения «Искусства и ремесла»;
Художником-прерафаэлитом;
Создателем «Красного дома»;
Социалистом, основателем Социалистической лиги;
Борцом за права рабочих и модернизатором условий труда;
Каллиграфом;
Одним из создателей «английского стиля» в декоре;
Популяризатором идеалов Средневековья;
Создателем тканей и гобеленов;
Разработчиком обоев;
Защитником старинной архитектуры;
Автором витражей;
Помогал расписывать Артуровские фрески в Оксфордском союзе (не очень удачно);
Чуть не стал священнослужителем;
Чуть не стал архитектором…
Я не зря поставила многоточие, потому что вдруг что-нибудь упустила.
И при всем этом многообразии в истории он остался знаменит как создатель обоев с роскошными растительными узорами.
***
Уильям Моррис считается одним из основоположников стиля модерн в Великобритании. Он стоял у истоков концепции синтеза, согласно которой понятие красоты неотделимо от верности природе.
Моррис рассуждал так: «…все, что делается человеческими руками, имеет форму либо прекрасную, либо уродливую: прекрасную, если она гармонирует с природой и соответствует ей; уродливую, если она не соответствует природе и извращает ее…»
Глубоко погруженный в романтику Средневековья, Моррис ненавидел прогресс и индустриализацию Викторианского времени.
«Я призываю вас осознать опасность, которой угрожает нам цивилизация. Эта опасность порождена самой цивилизацией. Она заключается в том, что, стремясь предоставить как можно больше жизненных благ как можно большей части населения, люди лишают человечество красоты жизни…», - говорил Моррис на собрании промышленников в 1880 году.
Уильям Моррис был одним из основателей движения «Искусства и ремесла», главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, к «той работе простолюдинов, в которой когда-то участвовали все люди».
Возврат одновременно к средневековому прошлому и к природе был очень характерен для творчества Уильяма Морриса. Большой поклонник артурианы и в частности «Смерти Артура» Томаса Мэлори, Моррис создал сборник «Защита Гвиниверы и другие стихи», один из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов, вышедший в 1858 году.
Позже он переиздаст этот сборник в своем издательстве Kelmskott Press в соответствие со своими представлениями о прекрасном.
Как художник он воплотил свою жену Дженни в образе Гвиниверы.
Средневековая романтика пропитывает картины, гобелены и витражи Морриса, даже те, которые отражают религиозную тематику. Его ангелы больше похожи на эльфов, а святые всегда раннесредневековые и легендарные.
В 1861 году Уильям Моррис совместно с другими художниками-прерафаэлитами открыл мастерскую Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая создавала домашний декор, мебель и предметы домашнего обихода в средневековом стиле.
Здесь делали витражи, резные украшения, ковры, домашний текстиль. Заказы поступали от самых высокопоставленных клиентов. Компания отремонтировала Оружейную и Гобеленовую комнаты в Сент-Джеймском дворце, спроектировала Зеленую столовую в музее Южного Кенсингтона. Сейчас это комната Морриса в музее Виктории и Альберта.
Большим успехом пользовались витражи, изготовленные компанией прерафаэлитов.
Знаменитый «Красный дом» и поместье Келмскотт Уильяма Морриса почти полностью были обустроены Моррисом и его партнёрами.
Постепенно Уильям Моррис все больше сосредоточивался на разработке узоров для тканей и обоев. И это всегда был растительный орнамент.
«В том-то и заключается прелесть декоративности и главная ее особенность близости к природе; именно так сплетаются изумительные затейливые узоры, выдумываются странные формы, которые доставляют людям наслаждение: они не обязательно копируют природу, но при их создании рука мастера действует как сами природа, пока ткань, чашка или нож не будут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или черный камень», - писал Моррис.
Первым рисунком обоев, разработанных Уильямом Моррисом в 1864 году, были "Маргаритки" - нежные, но довольно тривиальные.
В этом же году Моррис разработал узор, принесший ему известность - Trellis. По словам автора, он вдохновлялся розами, которые выращивал в своем Красном доме. В последующие годы Моррис несколько раз дорабатывал первоначальный узор.
В 1875 году Уильям Моррис стал единственным владельцем компании William Morris Company, выкупив акции своих партнеров.
Он полностью сосредоточился на производстве обоев и текстиля: тканей, гобеленов, ковров.
Изготовление гобеленов Моррис считал «самым благородным из всех ткацких искусств» и наиболее подходящим для его интереса к возрождению средневекового декоративно-прикладного искусства.
Самыми известными гобеленами, сделанными Моррисом и его партнером Эдвардом Бёрн-Джонсом, была серия «В поисках Святого Грааля» на основе легенды о короле Артуре.
Моррис привык ставить перед собой амбициозные цели и достигать их. Очередной целью, которую он перед собой поставил – сделать Англию независимой от Востока в производстве ковров. В середине XIX века на рынке Братании доминировали восточные ковры – оригинальные или их имитации.
Моррис разработал собственные дизайны ковров, сначала ориентируясь на те же восточные мотивы, потом – придумав что-то более английское. Он произвёл несколько серий ковров – Hammersmith, Axminster, Kiddreminster, Wilton.
Примечательном дизайном отличался ковер Буллерсвуд, который Моррис разработал для загородной резиденции торговца шерстью Джона Сандерсона.
Кроме того, Моррис возродил искусство ручного вязания небольших ковров.
***
В конце 1860-х годов Уильям Моррис начал экспериментировать с мебельными и набивными тканями. Из города он перенес свою мастерскую в сельскую местность, на территорию аббатства Мертон. Это позволило использовать для производства воду из реки Уэндл, а окрашенные ткани сушить на лугу.
Производство было полностью ручным. Сначала рисунок наносился тонкими полосами латуни на брус из грушевого дерева, а потом переносился на ткань. Для каждого цвета использовался свой брусок.
Моррис много экспериментировал с красителями, отдавая предпочтение естественным красителям, чтобы добиваться глубоких натуральных цветов, которые будут «благородно стареть».
«Эти краски, выцветая, все еще остаются прекрасными, - писал Моррис, – и даже после долгого использования не переходят в ничто, через ту стадию лилового безобразия, которая отличает искусственные красители».
Один из самых известных узоров Морриса – «Клубничный вор». Он придумал этот рисунок, когда увидел, как дрозды воруют клубнику в его саду.
Посмотрим на некоторые набивные и жаккардовые ткани Уильяма Морриса.
***
В 1870-е годы разработка узоров для обоев и их производство выходят для Морриса на первый план. Благодаря практике и постоянному совершенствованию он достиг высокого мастерства в технике и художественном уровне, найдя баланс между цветом, вариациями узора и структурой рисунка. В своей лекции в 1881 году «Некоторые советы по проектированию паттернов» он говорил, что целью хорошего узора было «создание приятной таинственности, которая необходима для любого узорного изделия».
В этот период Моррис создал некоторые из своих самых известных дизайнов, создающих иллюзию трехмерности, с роскошными цветами на богатом фоне: «Живокость», «Жасмин», «Ива», «Календула», «Венок».
Уильям Моррис создал около 50 различных обоев со сложными стилизованными узорами, основанными преимущественно на цветах и растениях Британии. Он размещал узоры таким образом, чтобы они были ритмичными и сбалансированными, создавая ощущения порядка и гармонии. «Обои должны быть естественной частью общего облика комнаты, а не забирать все внимание на себя», - считал Моррис.
Стремление Уильяма Морриса сделать производство как можно более аутентичным, приближенным к народным методам ремесла делало производство очень недешевым. На изготовление одного вида обоев требовалось четыре недели с использованием тридцати печатных блоков и пятнадцати цветов.
Его товар был дорогим и эксклюзивным, доступным владельцам самых богатых домов.
В 1880 году Уильяма Морриса попросили декорировать обоями комнаты Сент-Джеймского дворца в Лондоне. Для этого он создал сложную конструкцию, названную «Сент-Джеймс», состоящую из шестидесяти восьми отдельных печатных блоков.
В 1887 году королева Виктория снова заказала Morris&Company дизайн обоев для замка Балморал, основанного на инициалах королевы «VRI».
И если вы думаете, что такая успешная карьера заставила Уильяма Морриса полностью сосредоточиться на обоях и тканях, то нет. В 1890 году Моррис и его друг Эдвард Бёрн-Джонс основали издательство «Келмскотт-пресс» и начали создавать книги - произведения искусства. Но это уже совсем другая история.