Найти в Дзене
Олег Паньков

Тлеющая головешка, или Нервная мадам. Из цикла «Разнообразие»

У кого есть печка, в бане на даче или в доме с дровяным отоплением, знает, что такое тлеющая головешка. Все дрова, казалось бы, уже прогорели, вдруг оказывается — одна из мало приметных головешек продолжает тлеть: дым от нее не вьется клубами, едва-едва струится тонкой прозрачной полоской, из-под слоя пепла слабо мерцает синий огонек - источник угарного газа. Вот она, опасность, несущая разрушение здоровью. В таком случае, безусловно, необходимо подождать до полного сгорания головешки, либо вытащить ее из печки и затушить. Лишь тогда можно спокойно задвинуть печную заслонку, не опасаясь жуткого угара. С дровами понятно, чего не сказать о людях, подобных тлеющим головешкам. О том, что человек вспыльчив, раздражителен, склонен к скандалам, на нем никак не обозначено. Тут кочергой не пошуруешь. Натура скандалиста проявляется внезапно. Мнимое спокойствие, накинутое маской на лицо, исчезает молниеносно. В одно из посещений овощного киоска, мое внимание привлекла мадам яркой внешности. В ее

У кого есть печка, в бане на даче или в доме с дровяным отоплением, знает, что такое тлеющая головешка. Все дрова, казалось бы, уже прогорели, вдруг оказывается — одна из мало приметных головешек продолжает тлеть: дым от нее не вьется клубами, едва-едва струится тонкой прозрачной полоской, из-под слоя пепла слабо мерцает синий огонек - источник угарного газа. Вот она, опасность, несущая разрушение здоровью. В таком случае, безусловно, необходимо подождать до полного сгорания головешки, либо вытащить ее из печки и затушить. Лишь тогда можно спокойно задвинуть печную заслонку, не опасаясь жуткого угара.

С дровами понятно, чего не сказать о людях, подобных тлеющим головешкам. О том, что человек вспыльчив, раздражителен, склонен к скандалам, на нем никак не обозначено. Тут кочергой не пошуруешь. Натура скандалиста проявляется внезапно. Мнимое спокойствие, накинутое маской на лицо, исчезает молниеносно.

В одно из посещений овощного киоска, мое внимание привлекла мадам яркой внешности. В ее одежде и шляпе преобладали огненно-рыжевато-бордовые тона. Женщина казалась большим пламенем, принявшем человеческий облик. Она стояла около большой коробки с перцем, запускала обе руки вглубь, выуживала нижние плоды, ничем не отличающиеся от лежащих сверху.

Продавщица была занята старушкой-покупательницей, взвешивала небольшой кочан капусты.

Надо бы прикупить несколько сочных перчиков, подумалось мне, когда остановился у коробки.

От сотрясений коробки верхний перчик скатился на руки мадам. Она резко взметнула на меня пронзительный взгляд и недовольно произнесла: - Что вы бросаете перец в мою сторону?

Вот те раз! - меня удивил ее гневный выпад, сдержанно ответил: - Ничего подобного.

Хотел добавить, что даже коробки не коснулся, но мадам сквозь зубы забурчала: - Как это, не бросали?! Я же вижу!

Это какое надо зрение иметь, чтобы увидеть то, чего нет, - просто удивительно!

Бледное лицо мадам стало багровым, глаза приобрели красноватый цвет. Её перестал интересовать перец, все внимание переключила на меня. Она отложила пакет с несколькими перцами, гневно выпалила: - Нечего бросаться в меня!

Вот те раз! - думаю, - что это с ней? Может, не выспалась, или вообще не спала, - гадать не стал, чуть отошел от коробки. В конце концов, мне не так срочно был нужен перец. Не в одном киоске его продают.

Стоило ли продолжать что-то объяснять и доказывать внезапно вспыхнувшей мадам? Если ей за удовольствие поругаться - не значит, что кому-то тоже в радость позубоскалить.

Можно было возразить, затеять спор, что у меня даже мысли не было о бросании перца в дамочку. Ответить грубо скандалисту значит стать таким же неуравновешенным склочником.

Взаимно нахамить - недолгое дело. Конечно, есть люди, которым хочется поскандалить, излить на первого встречного негатив, да побольше, по самому максимуму. Свои неурядицы в жизни они пытаются переложить на окружающих, обвиняя всё и всех в своих проблемах. Вместо того, чтобы для начала обратить внимание на себя, понять, в чем кроется корень той или иной неудачи, скандалист предпочитает срывать злость на другом человеке. Не важно, кто это: родственник, сосед по дому или незнакомый прохожий. При этом они лелеют себя, хоть и говорят: так и так, мол, дела такие, хоть о стену головой стучись. Однако лоб берегут, о стену не колотятся, - стало быть, понимают, где слова, где дело. Для выражения своего состояния не только стену упомянут.

А ты не бейся даже в мыслях ни о стену, ни о потолок, - можно сказать скандалисту, - от этого легче не станет. Рассуди здраво, без скоропалительности, ситуацию, не ищи в других причину своих душевных перекосов.

Мадам явно ждала ответа, сверлила меня глазами и шумно пыхтела.

Что тут можно было ей сказать? Успокойтесь, все не так?

Ну уж нет, извольте! Не стану с вами, грозная мадам, вступать в пустой нервотрепательный диалог. Чтобы в итоге получить испорченное настроение? Спокойствие, - подумалось мне, - оптимальный вариант для решения многих житейских закавык. Иногда разумно промолчать, ведь вопрос не касался жизни и смерти. Когда жизнь на волоске - совсем другое дело, ответ необходим, молчанием не обойдешься. А тут, в типичной склоке, был ли резон разводить словесную баталию? Конечно, нет.

Мое безответное молчание и неторопливый уход из киоска не удовлетворили рассерженную фурию. На ее лице сверкало желание поругаться, и надо же, какая для нее получилась досада, - не удалось. Она просто не хотела подумать, надо ли это ей, зачем?

На выходе из киоска, в дверях мне попался невысокий мужичок.

Как бы не нарвались вы, дядя, на мадам, - подумалось мне.

Мужичок резво подскочил к коробке, стал быстро набирать в пакет перец. Видимо, куда-то он торопился: особо не разглядывал перец, складывал весь подряд.

На улице, сквозь стекло киоска мне было видно, как мадам сдвинула брови, что-то сказала мужичку, затем ткнула пальцем в перец.

Вероятно, так же, как меня, она обвинила мужичка в бросании перца в ее сторону.

Мужичок сначала замер в растерянности, отрицательно повертел головой, затем что-то возразил.

О чем они говорили, мне слышно не было, но по мимике мадам стало ясно: нашла, на кого раздражение выплеснуть, - и это ей наконец удалось.

Мужичок сначала словесно отбивался, но мадам что-то яростно доказывала. В итоге — мужичок в смятении чувств расплатился с продавщицей за перец, в сумрачном настроении покинул киоск.

Мадам торжествующим взглядом проводила мужичка. Теперь на ее лице играла довольная улыбка. Пар выпустила, чего же еще? Тлеющая головешка временно перестала шаять.

Взгляд мадам переместился на меня. Она поджала губы, повернулась спиной и стала набирать в пакет перец.