Это странное место стоит рядом с крематорием в сибирском городе с населением более 1,6 миллиона человек - Новосибирске. Здесь собраны артефакты погребальной культуры разных времен и народов мира, рассказывающие истории жизни усопших.
Мы не хотим, чтобы нам слишком часто напоминали о том, что наше время в этом мире не вечно. И идея превратить траурные предметы в музейные экспонаты кажется совершенно шокирующей. Тем более удивительно, что единственный в России Музей мировой погребальной культуры, расположенный на окраине Новосибирска, можно найти в любом путеводителе по этому сибирскому городу.
Во-первых, он оранжевый
Музей смерти расположен рядом с крематорием примерно в часе езды от центра. Первое, что вы заметите, это то, что оба здания ярко-оранжевого цвета и их видно издалека. Этот жизнерадостный цвет выбрал основатель обоих заведений новосибирский предприниматель Сергей Якушин.
Его интерес к ритуальной сфере возник из личных обстоятельств – в 1990-х у него обнаружили рак и, чтобы побороть страхи, он начал собирать различные предметы, связанные с культурой траура и погребения у разных народов. Он организовал международную похоронную выставку в 1992 году, открыл первый в городе крематорий в 2003 году и Музей смерти в 2012 году.
«Я сначала не верила, что музей будет кому-то интересен, — говорит Татьяна Якушина, нынешний директор музея и жена сына Сергея. «Когда мы открылись, я сидела здесь одна, и если за день к нам приходили три человека, это был большой успех».
Сегодня это один из самых популярных музеев города. «Конечно, тема смерти — табу, никто не хочет думать о страшных вещах, но, по сути, это единственное гарантированное событие в жизни каждого. Все остальное может и не случиться», — говорит Татьяна. «Люди могут приходить к нам со своими страхами, вопросами, историями и разговорами».
Еще в 2013 году Сергей Якушин составил план своих похорон в собственном крематории. «Все было оговорено заранее, от маршрута шествия и типа гроба, изготовленного в его мастерской, до определенных песен, которые звучали на похоронах. И одним из его пожеланий было, чтобы кортеж прошел по центральным улицам Новосибирска, его родного и любимого города», — говорит Татьяна.
Якушин умер в 2022 году, но оставил большое наследие – около 30 тысяч экспонатов, связанных с погребальными традициями. Они расположены в трех отдельных павильонах, на осмотр которых у посетителей могут уйти буквально часы.
Похороны как последний праздник в жизни
«Мы знакомим людей с историей погребальной культуры, чтобы они могли увидеть опыт прошлого», — говорит арт-директор и экскурсовод Инна Исаева, пока мы идем к выставке «Комната скорби», где сидит манекен в виде скорбящей женщины конца 19 века. «Мы никого не пугаем смертью, наш музей о жизни».
Первый и самый большой зал посвящен культуре памяти в викторианской Англии, когда в светском обществе существовал протокол, регулирующий поведение после похорон и время траура. «В то время считалось, что похороны — это последний праздник в жизни человека, и богатые люди не скупились на организацию этого мероприятия, — говорит она. Здесь представлены старинные гравюры, многочисленные траурные одежды, бижутерия и медальоны с прядями волос усопшего, а также разного рода погребальные урны.
Второй зал рассказывает о похоронах в разных культурах и религиях: иудаизме, исламе, буддизме, католицизме, православии. И, конечно же, советские похороны. Реплика забальзамированного Ленина, прямо как в Мавзолее, советские гробы, обитые бархатом, символизирующими «огонь» революции, ведь советский человек должен был не только жить, но и умирать по-новому», — поясняет Инна.
В третьем зале экспозиция, посвященная 10-летию музея, от первых экспонатов до тематических экспозиций о Чернобыльской аварии.
По мере прохождения постепенно привыкаешь к скелетам (к счастью, они ненастоящие), саркофагам, траурным одеждам и даже жутким фотографиям.
Кроме коллекции Якушина есть экспонаты (в основном документы), подаренные другими людьми и другими музеями. Например, есть копия многоразового гроба с откидывающимся дном из Музея похорон в Вене [Bestattungsmuseum].
Гидам «никогда не снятся кошмары»
«Люди часто спрашивают нас: «Вы не боитесь?» Нам не страшно, — смеется экскурсовод Евгения Юдина. «Страшно, если ты стоишь на остановке поздно ночью где-нибудь в мегаполисе. Но наш музей о культуре, о науке».
Евгения — филолог, раньше преподавала в школе. «Моя семья была одной из первых новосибирцев, прибегших к кремации еще в 2003 году, — говорит она. «И так получилось, что я не раз был клиентом этого крематория. Позже я познакомилась с Татьяной, мы подружились, и она предложила мне работу в музее».
Она проводит здесь экскурсии уже два года и считает, что это ее судьба.
Инна же пришла в Музей Смерти из драмтеатра. Она никогда раньше не была в музее, видела только основателя музея на его похоронах, но была очарована художественным вкусом его коллекции.
«Я рассматриваю эту тему с точки зрения исследователя, — говорит она. «Мне не снятся кошмары, между этим предметом и мной большая дистанция, я понимаю, что рано или поздно это случится с каждым, и эта дистанция помогает мне, во-первых, сохранить себя в безопасности, а во-вторых, увидеть много новых вещей, но не нырять в них с головой».
Как объяснили сотрудники, мы должны понимать, что смерть — это часть нашей жизни, и мы должны относиться к ней с уважением. Но мы не должны заигрывать.
«Не скажу, что совсем не думаю о смерти, иногда думаю, — говорит Инна. «Но, я стараюсь сосредоточиться на своей жизни, на том, что в моих силах и предназначении. Работая здесь, видишь хрупкость жизни. Мы все уйдем, вопрос лишь в том, что мы оставим после себя и какими нас запомнят».
Источник rbth.com
Не забывайте подписываться и ставить лайк!