Российский императорский двор любил развлекаться и умел делать это с размахом – почти каждый монарх устраивал пышные балы с сюрпризами, увлекательными развлечениями и, конечно же, элегантными танцами. На такие вечера надевали самые невероятные костюмы. Однако балы также играли роль в геополитических интригах и использовались для сведения счетов.
1. Бал метаморфоз
Дочь Петра Великого унаследовала от него любовь к веселью и играм, и весть о пышных балах-маскарадах, устраиваемых при дворе императрицы Елизаветы, разнеслась по всей Европе. Посещение бала было довольно дорогостоящим делом. Во-первых, требовался новый костюм: на нарядах делались специальные пометки, чтобы у гостей не было соблазна явиться в том же костюме на следующий бал.
Во-вторых, гостям приходилось внимательно следить за своим внешним видом. Если Елизавете что-то не нравилось, она тут же брала дело в свои руки, срезая то, что считала неуместными украшениями на платьях, или поправляя ножницами чересчур яркую прическу.
Конечно, у императрицы не было проблем с собственным гардеробом, в ее распоряжении было около 15 000 нарядов. Она даже несколько раз меняла костюм во время одного бала. В 1744 году императрица устроила бал «Метаморфоз», приказав мужчинам прийти в женском платье «по-французски» с кринолинами и напудренными париками, а женщинам — в узких мужских кафтанах и белых чулках.
Маски были запрещены, чтобы присутствующие знали, кто выглядит особенно нелепо и комично. Это переодевание льстило только самой Елизавете — ведь мужская одежда ей шла удивительно хорошо. Что же касается остальных - ну, их это не забавляло, а наоборот, весьма раздражало.
2. Бал Азора
Екатерина Великая тоже любила балы-маскарады. Осенью 1790 года по ее распоряжению было изготовлено около сотни мужских и женских костюмов в стиле «премьер-министров Египта», а в бальных залах были устроены ларьки по их продаже.
Гостям приходилось копаться в карманах или брать кредит на месте и переодеваться в новые наряды - мужчины в женские, а женщины в мужские. Преодолев свое удивление этой трансформацией, все кружились в бальной зале и всего через несколько часов отправились домой, не переодевшись в свои обычные наряды.
Иногда маскарады при дворе Екатерины Великой носили сказочный характер. Например, по случаю рождения внука Александра она устроила бал для «Азора, африканского дворянина». Комнаты были украшены монограммами в виде буквы «А», инкрустированными бриллиантами и жемчугом.
Гостям предлагалось сыграть в карты, а в случае выигрыша они могли угоститься бриллиантом из стоящих рядом ящиков. Сам Азор время от времени появлялся в комнатах, но не подходил — только потом гости поняли, что это переодетый князь Потемкин.
3. Бал в Таврическом дворце
Весной 1791 года князь Потемкин устроил бал в честь Екатерины Великой в Таврическом дворце по случаю взятия города Измаила на Черном море. Было приглашено около 3000 человек, а гостей встречал оркестр, играющий у входа.
Внутри все сияло ярким светом 20 000 восковых свечей и более 100 000 ламп. В зимнем саду слышалось пение птиц, в огромных аквариумах плескались декоративные рыбки, а для того, чтобы скрыть от глаз печи, установили сверкающие зеркала.
Среди всего этого великолепия стояла мраморная скульптура императрицы. Играл оркестр, актеры ставили французскую комедию, шли балеты. Потемкин, одетый в малиновый кафтан, усыпанный бриллиантами, приветствовал императрицу и весь вечер лично ухаживал за ней. В приемных эхом отдавались кадрили. Тем временем танцы вели великие князья Александр и Константин.
Танцам в тот вечер Екатерина предпочла карты. Она играла не на деньги, а на драгоценные камни. Бал продолжался до утра и стал одним из самых обсуждаемых событий не только в России, но и в Европе.
4. Черный бал
Император Александр III был не в восторге от балов: он даже отказался танцевать с будущей невестой накануне их свадьбы. Императрица Мария Федоровна, однако, компенсирует это тем, что устроит достаточно вечеринок для них двоих.
При дворе часто устраивались «цветные» балы: белые для дебютанток и розовые для молодоженов. Затем, в 1888 году, в Николаевском зале Зимнего дворца состоялся Изумрудный бал, на котором танцевали дамы в красных, белых, желтых и розовых костюмах, а в серьгах и ожерельях сверкали крупные изумруды.
В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся Черный бал. Незадолго до этого произошло самоубийство Рудольфа, кронпринца Австрии, и его любовницы баронессы Марии Ветсера. Протокол предписывал приостановить все развлечения при дворах Европы на время траура. Однако бал в Петербурге пошел вперед.
Гости прибыли в Аничков дворец в черном, их костюмы дополняли бриллиантовые украшения. Эффект был ошеломляющий: «черные» пары кружились по белоснежному залу под звуки венских вальсов. Это был стильный способ императрицы отомстить за старую обиду: великий князь Николай Александрович, наследник российского престола, с которым она была обручена, умер в 1865 году.
Австрия не соблюдала траура. Через полтора года Мария Федоровна вышла замуж за Александра Александровича, младшего брата своего покойного жениха. И много лет спустя, уже будучи императрицей, она нашла способ напомнить Австрии об обиде.
5. Русский бал
Последний российский император Николай II, хотя и был не прочь немного потанцевать, в первую очередь беспокоился об императрице Александре Федоровне, которая не любила балы из-за своего хрупкого здоровья. Но это была ее идея провести костюмированный бал в неорусском стиле.
Костюмы по моде XVII века были выполнены по эскизам художника Сергея Соломко. Их дополняли меха и старинная семейная бижутерия. Николай II был одет как российский царь Алексей, а его супруга — как царица Мария Ильинична. В тот вечер в Зимнем дворце собралось почти 400 гостей,
По сей день бал 1903 года, приуроченный к 290-летию правления Дома Романовых, считается самым роскошным событием, когда-либо проводившимся при русском дворе.
Источник rbth.com
Не забывайте подписываться и ставить лайк!