Найти в Дзене

Основа учения Высшего Совершенства, Дзогпа Ченпо

Ом Ах Хум! Чогьчл Намкай Норбу Ринпоче : «Не слишком увлекайтесь какими-то названиями или заглавиями». Как вы знаете, есть три раздела учения Дзогчен. Некоторые считают, что Упадеша — лучший, самый высокий, самый важный раздел. Это неверно. Возможно, это и так, если у вас высокие способности. Но действительно ли у вас наивысшие способности? Вот по этой причине и существуют три раздела Дзогчена. Вы должны помнить, что говорится в трёх заветах Гараба Дордже. Каков первый из них? Самый первый, самый важный? Прямое введение. Это значит, что учитель даёт ученику такое введение в знание. Почему он это делает? Потому что у ученика нет этого знания. Будь у вас знание, зачем учителю что-либо делать? Вам уже ничего не нужно. Это значило бы, что у вас высокие способности, и благодаря этим высоким способностям вы обладаете знанием. Затем идёт второй завет Гараба Дордже. Недостаточно лишь получить прямое введение: нужно обрести полную уверенность. Тогда любая наша практика м
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче

Ом Ах Хум! Чогьчл Намкай Норбу Ринпоче :

«Не слишком увлекайтесь какими-то названиями или заглавиями». Как вы знаете, есть три раздела учения Дзогчен. Некоторые считают, что Упадеша — лучший, самый высокий, самый важный раздел. Это неверно. Возможно, это и так, если у вас высокие способности. Но действительно ли у вас наивысшие способности? Вот по этой причине и существуют три раздела Дзогчена.

Вы должны помнить, что говорится в трёх заветах Гараба Дордже. Каков первый из них? Самый первый, самый важный? Прямое введение. Это значит, что учитель даёт ученику такое введение в знание. Почему он это делает? Потому что у ученика нет этого знания. Будь у вас знание, зачем учителю что-либо делать? Вам уже ничего не нужно. Это значило бы, что у вас высокие способности, и благодаря этим высоким способностям вы обладаете знанием.

Затем идёт второй завет Гараба Дордже. Недостаточно лишь получить прямое введение: нужно обрести полную уверенность. Тогда любая наша практика может принести плоды. Это верно не только для Дзогчена, но и для любой практики. Даже если вы делаете самую обычную пуджу, вам нужно знать, что вы делаете и как работает эта практика. Это подразумевает, что вы получили наставления, получили передачу. Тогда, выполняя практику, вы можете обрести результат. Если у вас нет стопроцентной уверенности в том, как она работает, то даже при наличии передачи эта практика не будет действенной. Например, когда я даю передачу-лунг некоторых учений, это означает, что человек может, по меньшей мере, читать эту книгу, потому что получил передачу-лунг. Но это не значит, что он получил наставления. Для выполнения практики необходимо получить наставления. Так что не забегайте вперёд. Многим это очень нравится. Вот почему они постоянно твердят про трегчо и тогал. На самом деле сначала нужно получить передачу, прямую передачу, затем обрести уверенность и тогда можно делать самую важную практику.

Последний из трёх заветов Гараба Дордже гласит: теперь, обретя уверенность, применяй практику. Вы объединяетесь с практикой, пребываете в этом знании. Это и есть Упадеша. Первый завет Гараба Дордже связан с Семде, первым разделом учений Дзогчена. В нём работают главным образом над тем, чтобы непосредственно получить знание. Второй раздел Дзогчена, Лонгде, предназначен для того, чтобы обрести уверенность в том, что вы действительно оказались в этом знании. В подлинном смысле, даже если вы получаете Семде, вы получаете трегчо. Ведь дело не в названии. Потому что в Семде это называется по-другому. Но вам нужно понимать, в чём истинный смысл. Трегчо подразумевает, что вы находитесь в состоянии полного расслабления. Полное расслабление не значит, что вы ничего не делаете и ко всему безразличны. У некоторых есть именно такое представление. Полное расслабление означает, что вы находитесь в своей истинной природе. Пока мы не получили это знание, не оказались в этом состоянии, мы никогда не обретём полного расслабления.

Люди даже не знают, что это такое на самом деле. Например, вы приходите к врачу, и он говорит вам: «Прилягте, расслабьтесь». Вы ложитесь и, как вам кажется, расслабляетесь, стараетесь расслабить мышцы. Если врач возьмёт вас за руку, она не должна быть напряжённой, иначе доктор скажет, что вы не расслабились. Таково наше представление о расслаблении. Но у нас есть не только тело, но и энергия, и ещё ум. Когда доктор вас осматривает, ваш ум напряжён, он у вас не расслаблен. Вы думаете: «Что же сейчас будет делать врач?» Это пример того, что в обычной жизни мы не знаем, что значит расслабиться.

Итак, трегчо означает полное расслабление — вот его настоящий смысл. Если вы получили прямое введение в переживание своей истинной природы, то, обнаружив свою истинную природу, хотя бы одну-две секунды вы были в этом состоянии, это и было полное расслабление. Поэтому, если вы просите: «Пожалуйста, дайте мне учение трегчо», я говорю: «Да, конечно». Я всегда учу трегчо, но вы не понимаете, что это такое. Вы считаете настоящим трегчо только те методы, объяснения, которые используются в Упадеше. Но очень важно понимать, в чём истинный смысл учения. Тогда, если вы хоть сколько-нибудь освоите Семде или Лонгде — любое учение, — это принесёт вам пользу.

Например, я помню, когда мой учитель Чангчуб Дордже дал мне прямое введение, он сказал, что это суть Семде, а также и Лонгде, и Упадеши. И вам не стоит их разграничивать, например: вот это Лонгде, это не Упадеша. Такой подход свидетельствует о том, что у вас нет знания, нет понимания. Если у вас есть подлинное понимание, то вы обнаруживаете свою истинную природу. Вам больше не нужно ориентироваться на названия, на внешнюю форму или на что бы то ни было. Вы постигаете истинный смысл. Вот чему вас должен научить Дзогчен.

Да Свершится Всё Самое Благоприятное!

Сарва Мангалам Бхавату!

#будда, #дзогчен, #дхарма, #сиддхи, #дакини, #карма

Ra Ra Ra: Mama Koling Samanta