Найти тему
Николай Цискаридзе

Мне есть что вспомнить

– Николай Максимович, читая описание вашей книги, там есть такая интересная фраза, много что вы подчерпнете, прочитав эту книгу, но также послушайте, о чем говорят в скрытых от посторонних глаз и ушей гримерных Большого театра и Парижской оперы. Николай Максимович, есть люди, которые боялись выхода книги «Мой театр»?

– Если честно, прошло уже несколько лет, сам недавно перечитал, я даже не помню, что я по большому счету тогда рассказывал, и когда вот уже редактировали, я не думаю – я старался обходить это. Кому-то наверняка будет неприятно какое-то мнение о себе, может быть, прочитать или узнать. Но я честно говорил все. Но кого не хочу вспомнить, старался не вспоминать.

– А были люди, которые позвонили, бронировали книжку у вас, либо которым вы хотели подарить ее в первую очередь?

– Ой, очень много, кто у меня просил, говорили: «А мы когда получим? А мы когда получим?». Я говорю: «Ну, когда у меня будет тираж, я вам подарю».

– Николай Максимович, насколько я понимаю, в этой книге вы многих упоминали, но тем не менее наверняка не о всех людях, которые сыграли какую-либо роль в вашей жизни. Как вы выбирали, о ком рассказать историю, о ком нет, и есть ли идеи, может быть, в дальнейшем развить «Мой театр» – «Мой театр-2. Продолжение»?

– Будет «Мой театр-2», потому что первая книга заканчивается ровно на середине моей танцевальной карьеры. Будет продолжение, иначе, если все вместить в один том, книга получится просто огромная.

Но вы знаете, я старался рассказывать исключительно о том, что влияло на театральную судьбу, и все, что касалось театров. А все, что касалось личной жизни – это мое, и я не думаю, что я вообще когда-то про это буду рассказывать, потому что я много раз это говорил: в нашем доме, где я вырос, никогда не говорили о трех вещах: кто сколько зарабатывает, кто какой национальности и кто с кем спит. Про эти вещи говорить было просто нельзя. Я не слышал такие разговоры от взрослых. Об этом говорить неприлично.

– 500 страниц творческой карьеры Николая Цискаридзе. Причем, понимаю, не все, да даже не только не все, не то, что первая половина – даже не подробно расписана первая половина. Я считаю, что надо не просто первую-вторую часть, а многотомник, Николай Максимович, выпускать.

– Хоть завтра. На самом деле, понимаете, моя театральная жизнь пришлась на очень яркий период нашей страны. Я выпустился в 92-м году, когда рухнул Советский Союз, и я был первым таким танцовщиком, который был вот точно связан с историей новой Россией.

Потом я очень быстро стал премьером Большого театра, который попал в протокол. Ну, наверное, с 95-го по 2013-й все протокольные спектакли – визиты глав государств, королев и так далее, исполнял исключительно я и так далее и так далее.

Мне есть что вспомнить. Через мою театральную жизнь прошло очень много выдающихся личностей не только нашей страны, но и мировой истории. Ну, представьте себе, я видел очень близко и Рейгана, и Клинтона, и Форда и так далее и так далее. Могу долго рассказывать.

-2

Ну, например, с Рейганом у меня такие детские воспоминания. С принцессой Дианой, допустим. С королями – с королем и королевой Испании и так далее. Ну с кем мне довелось пообщаться. Одно дело, когда ты танцуешь протокольный спектакль, а другое дело, когда ты еще потом общаешься.

– А не планируете вы вообще, кстати, перевод хотя бы на английский язык? Вы же мировая звезда. Какое красивое название – My theatre.

– Может, еще будет – не знаю.

– Николай Максимович, конечно, я понимаю, что книга только недавно вышла, но тем не менее, может быть уже есть идеи по экранизации?

– Такой вопрос мне уже задавали, я был очень удивлен. Мне казалось, что еще рано.

Вы знаете, я всем своим ученикам сказал одну вещь: «Я вас очень прошу, если когда-нибудь будут снимать что-то про меня или где-то должны будут сыграть меня, учтите, не важно, кто это будет делать, но руки у этого человека должны быть красивые. Пожалуйста, проследите за этим».

– А по поводу аудиоформата книги. Планируется ли он? Может быть, хотите?

– На этот счет я еще не задумывался, и никто ничего не говорил. Это еще не слышал я.

Книга «Мой театр» – ссылка