«Ночные ведьмы» — нелестное прозвище, которое немцы дали 588-му женскому полку ночных бомбардировщиц. Под командованием Евдокии Бочаровой девушки превратились в грозную боевую силу, доставившую врагу немало неприятностей.
Нацисты называли их «Ночными ведьмами», но для советских летчиков они были «Сестричками», «Небесными существами» или «Ласточками». Летчицы 588-го ночного бомбардировочного полка летали не на быстрых и мощных самолетах, а на тихоходных бипланах, которые порой представляли не меньшую опасность для противника.
С самого первого дня образования и до Дня Победы Евдокия Бочарова (Бершанская) стояла у руля этого уникального воинского формирования.
«Ночные ведьмы»
588-й был не единственным женским авиаполком в составе ВВС Красной Армии. В октябре 1941 года также были сформированы 587-й бомбардировочный полк, использовавший бомбардировщики Пе-2, и 586-й истребительный авиаполк. Но «Ночные ведьмы» были единственным полком, в котором женщины выполняли весь комплекс функций — от механиков и техников до штурманов и летчиков.
Основной рабочей лошадкой авиаполка был самолет У-2 (По-2), который был разработан в 1920-х годах для использования в сельском хозяйстве — для разбрасывания удобрений на полях. В военное время его стали использовать как самолет связи, а также для доставки снабжения партизанам и окруженным армейским частям и для ночных бомбардировок.
Простой в эксплуатации и дешевый в производстве, У-2 мог взлетать и приземляться даже на небольшом участке земли. Будучи тихоходным самолетом, он летал почти на уровне верхушек деревьев и потому был крайне неудобной мишенью для скоростных «мессершмиттов».
Разумеется, такой хрупкий и неповоротливый самолет не мог совершать боевые вылеты днем. Но ночью У-2 превращался в грозное оружие. Выключая двигатели перед пикированием на цель, он внезапно выныривал из темноты и с высокой точностью поражал вражеский военный объект или группу солдат, собравшихся у костра. Особый звук, издаваемый самолетом в этот момент, напомнил немцам шум подметающей метлы — отсюда и известное прозвище.
Прирожденный лидер
Евдокия Бочарова, известная во время войны под фамилией Бершанская, была идеальной кандидатурой в командиры полка. Она обладала как необходимой силой характера и организаторскими способностями, так и многолетним опытом работы в гражданской авиации. В качестве летного инструктора она перед войной обучила десятки пилотов.
«Евдокия Бершанская была настоящим командиром — суровой, скромной, выдержанной, — вспоминала летчица Ирина Дрягина. «Она никогда никого не ругала и не хвалила, не зная всех фактов. Но ее твердая рука чувствовалась везде, особенно в организации боевых действий. В начале боевых вылетов она почти всегда присутствовала на взлете, а при необходимости и при наличии разрешения командования дивизии совершала боевые вылеты сама. Как правило, она поднималась к экипажам самолетов, ожидавших сигнала на взлет, чтобы дать им последние указания. Она делала это без улыбки, тон ее голоса был сухим, а выражение лица суровым. Но каждый из нас чувствовал ее доверие и заботу, и мы были готовы взяться за любое поручение, даже самое сложное».
Будучи чрезвычайно волевым и находчивым человеком, Евдокия Давыдовна сумела в короткий срок сформировать сильный и сплоченный коллектив, готовый к выполнению боевых задач любой сложности. В условиях военного времени обучение летчиц длилось всего полгода, и Бершанская делала все возможное, чтобы молодые и неопытные девушки как можно быстрее обрели уверенность в своих силах.
Герой без титула
Под командованием Евдокии Бершанской 588-й полк прошел трудный путь из Ростовской области в Германию, приняв участие в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии и Польши. За мужество и героизм личного состава 8 февраля 1943 года он был преобразован в «гвардейский» полк и переформирован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. «Нашей радости не было предела! Прошло всего восемь месяцев, как мы впервые попали на фронт, — вспоминала Евдокия Давыдовна .
За годы войны «Русская москитная авиация», как прозвали полк Бершанской немцы, совершила почти 24 тысячи вылетов, уничтожив или повредив 17 речных переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн для хранения горючего и 86 огневых позиций противника. Потери полка составили 32 девушки, погибшие в бою, в авиакатастрофах и от болезней. Это были очень низкие потери по сравнению с другими подразделениями.
Двадцать три летчицы, служившие под Бершанской, стали Героями Советского Союза. Сама же полководец этой высокой чести не удостоилась, хотя и получила множество других наград. Причина заключалась в том, что для этого требовалось минимум 300 боевых вылетов, а Евдокия Давыдовна набрала всего 28.
«Все-таки было несправедливо не выдвинуть ее к званию Героя, — сетовала начальник штаба полка Ирина Ракобольская. «Сама она много не летала — только с разрешения комдива, когда обстановка над целью была очень сложной. Ее личное присутствие в воздухе не имело значения: радио в самолетах не было, и она не могла вести полк ночью. Самым важным было ее личное руководство полетами до взлета и командование боевыми действиями. Неужели другие командиры не были вознаграждены за подвиги своих частей?»
Источник rbth.com
Не забывайте подписываться и ставить лайк!