Вокруг прозвища этой машины споры не утихает. Почему шишига? Потому что Шестьдесят Шестой? Или действительно так похожа на кикимору из русского-народного фольклора?
Ну учитывая, что шишига из сказок славилась тем, что заводила людей в самые непроходимые уголки леса, в самую непролазную чащу, мы склоняемся ко второму варианту.
Можно сколько угодно критиковать Шишигу за ужасную эргономику рабочего места водителя, но в чём советскому вездеходу не откажешь, так это в проходимости. Она просто феноменальная!
ГАЗ-66 — это автомат Калашникова для бездорожья: простой, надёжный и эффективный. Именно поэтому вооружённые силы до сих пор эксплуатируют эту машину, хотя её производство было прекращено более 20 лет назад: Шишига выпускалась с 1964 по 1999 год.
На благо проходимости тут и полноприводная трансмиссия, кулачковые дифференциалы повышенного трения, система подкачки колёс, почти идеальная развесовка и 315 миллиметров дорожного просвета в самой низкой точке. Для облегчения маневрирования на низких скоростях предусмотрен гидроусилитель.
Машину представили в 1964 году и она тут же стала собирать призы и премии. Был бы в Советском Союзе конкурс «Лучший грузовик года» ГАЗ-66 непременного выиграл и его. Но итак регалий и наград хватало.
В 1966 году Шишигу удостоили Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году получена Золотая медаль на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 года ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. К слову, ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.
А еще машина была не просто проходимой и титулованной, но и страшно живучей! В российской версии Top Gear ведущие пытались уничтожить Шишигу — по аналогии с пикапом Toyota Hilux в британском варианте, но у команды испытателей ничего не вышло.