Найти тему
Особое мнение

Рекомендация №22. "Проклятый сезон" (Dark Blue, 2002)

Сюжет. Фильм рассказывает историю двоих напарников из отдела специальных расследований полицейского департамента Лос-Анджелеса. Опытный и погрязший в коррупции Элдон Перри в исполнении Курта Рассела пытается обучить всем тонкостям полицейской работы новичка Бобби Киу, которого сыграл Скотт Спидман. Но рядовое, казалось бы, дело об убийстве четырёх невинных гражданских в ходе ограбления корейского магазинчика, заставляет их пересмотреть свои жизненные принципы. А все события в фильме происходят на фоне вспыхнувших в 1992 году в Лос-Анджелесе беспорядков из-за жестокого избиения четырьмя белыми офицерами полиции чернокожего мужчины, которое попало в объектив видеокамеры.

-2

Сценарий этого фильма изначально был написан известным автором криминальных романов Джеймсом Эллроем, чей роман "Секреты Лос-Анджелеса" (L.A. Confidential, 1990) лёг в основу получившего признание у критиков и зрителей одноименного фильма 1997 года. После успеха своей экранизации Эллрой и сам решил попробовать себя в качестве сценариста и написал сценарий под названием "Plague Season" (именно это его название и было использовано нашими локализаторами в прокате).

-3

События в первом варианте сценария происходили в Лос-Анджелесе в 1965 году на фоне других беспорядков, получивших название "Восстание в Уоттсе" (по названию района в Лос-Анджелесе, где они происходили). Эти беспорядки возникли, когда белый офицер попытался арестовать чернокожего водителя по подозрению в употреблении наркотиков. Однако на воссоздание Лос-Анджелеса 60-х потребовались бы значительные средства и студия попросила Эллроя перенести время действия в начало девяностых, привязав их к другим известным беспорядкам, вызванным расовым неравенством.

-4

Эллрой переписал сценарий по требованию студии, но она потребовала внести ещё кое-какие правки. Однако обязательства Эллроя по работе над своей новой книгой, а также то, что не особо горел желанием работать над сценарием в том направлении, в котором требовала от него студия, вынудили его покинуть проект. Для дальнейшей работы над сценарием был нанят начинавший свою карьеру в качестве сценариста Дэвид Эйр, чей сценарий к находившемуся в разработке фильму "Тренировочный день" (Training Day, 2001) очень понравился продюсерам.

-5

Эйер значительно переработал текст Эллроя. Вот как он позже описывал свою работу: "У Эллроя там была основательная история, но она была больше похожа на роман. Фильм получался очень насыщенным, с множеством сюжетных линий, и моей задачей было "сузить" его, сделать больше похожим на кино и выделить сюжетные линии, на которых можно было бы сосредоточиться. Тон повествования тоже изменился, и барочный стиль Эллроя был заменен чем-то более приземлённым и реалистичным.". Эллрой позже заявил, что итоговый вариант не имеет его первоначальным сценарием практически ничего общего, за исключением имён нескольких персонажей.

-6

На роль режиссёра продюсеры пригласили популярного в 90-е режиссёра Рона Шелтона. Но, будучи в прошлом профессиональным бейсболистом, Шелтон и свою кинокарьеру построил в основном на спортивных фильмах. Это он поставил две спортивные мелодрамы "Дархэмские быки" (Bull Durham, 1988) и Жестяной кубок (Tin Cup, 1996) с Кевином Костнером, и забавную спортивную комедию "Белые люди не умеют прыгать" (White Men Can't Jump, 1992). Однако жанр полицейской драмы был для него в новинку, хотя и был, по большому счёту, тоже об отношениях внутри закрытого мужского коллектива.

-7

Актёрский состав для фильма подобрали, надо отметить, очень даже не плохой. Главную роль сержанта Элдона Перри сыграл Курт Рассел, пик карьеры которого, правда, к тому времени давно прошёл и одного его имя уже не гарантировало фильму кассовый успех. На роль его молодого напарника взяли ещё не успевшего ничем отметиться начинающего канадского актёра Скотта Спидмана. Очень приятно было увидеть в роли начальника героя Рассела ирландца Брендана Глисона. Необходимого для такого жанра "честного копа", пытающегося сломать систему, доверили харизматичному Вингу Реймзу. Не забыл Шелтон и о своей жене Лолите Давидович, которая снялась практически во всех его фильмах. Здесь она исполнила роль жены Элдона Перри.

-8

Кстати забавный факт, что Шелтон свой первый режиссёрский дебют "Дархэмские быки" (Bull Durham, 1988), к которому он же написал и сценарий, задумывал специально под Курта Рассела, но тогда студия Orion предпочла ему Кевина Костнера.

Съёмки фильма стартовали в марте 2001 года и прошли почти целиком в Лос-Анджелсес, Калифорния. Производственный бюджет для фильма был установлен довольно скромный и составил всего $15 млн.

-9

Премьера фильма состоялась 14 декабря 2002 года в Италии на фестивале фильмов нуар Noir in Festival, а вширокий прокат у себя на родине он вышел только 21 февраля 2003 года. Его сборы в кинотеатрах были очень разочаровывающими и составили вснго немногим более $9 млн., ещё около $3 млн. принёс международный прокат.

Отзывы критиков были тоже не особо восторженными, но и никто фильм особо не ругал. На Rotten Tomatoes у фильма на данный момент 59% свежести на основании 131 рецензии. Основной претензией у всех была вторичность материала, но не было никого, кто остался бы недоволен игрой Курта Рассела.

-10

Основной причиной провала стало, то что фильм вышел после двух очень мощных фильмов на похожую тему, которые были ещё свежи в памяти зрителей: "Секреты Лос-Анджелеса" (L.A. Confidential, 1997) и "Тренировочный день" (Training Day, 2001). У фильмов, помимо их сценаристов, действительно получилось много общего, и в этом критики конечно правы, "Проклятому сезону" отчаянно не хватает оригинальности. Но спустя время он смотрится очень хорошо и весьма актуально и по сей день. Сейчас уже любая история выглядит вторичной, а вот актёрская игра Рассела и Глисона делает просмотр весьма увлекательным. Чему способствует и отличный сценарий Дэвида Эйера, признанного специалиста в этом жанре, чего стоит только сцена ограбления корейского магазинчика.

-11

Большой популярностью на домашнем видео фильм не пользовался и был выпущен всего в нескольких странах сначала на DVD а в 2009 году и на Blu-Ray. В сети можно найти несколько различных рипов с Blu-Ray из Германии, Англии и США, но картинка на них практически одинаковая. Из доступных переводов доступен дубляж от студии Мосфильм, с которым фильм демонстрировался у нас в кинотеатрах, многоголоска от канала "Россия" и авторский перевод от Андрея Гаврилова. Если смотреть в оригинале, то хочу предупредить, что в фильме очень много устаревшего уличного и полицейского слэнга, пару раз даже пришлось ставить на паузу, чтобы разобраться в смысле происходящего, хотя, конечно, моё знание языка очень далеко от идеального.

Рекомендации