"Финист Ясный сокол" как сказка о душевном Свете и Тени
11 февраля 202311 фев 2023
13
Финист - Ясный сокол в детстве была одной из моих любимых сказок.
Знаете, почему? Ответ на этот вопрос весьма не банален.
Я искала смысл жизни. Не знала, зачем я и кому нужна. Паттерны окружающего мира транслировали идею "вырастешь и выйдешь замуж, муж будет скажет тебе, куда идти", и мне чертовски хотелось куда-то определить свою немалую душевную и психическую силу, а потом и рано проснувшуюся сексуальность уровнем выше среднего.
Пойти и спасти кого-то, найти и переубедить, стать нужной, в этой системе координат казалось весьма уместным.
С тех прошло немало лет и то, как эволюционировали мои убеждения и представления о себе - отдельная, взрослая, история, иногда напоминающая хоррор, а иногда мелодраму ( и все это в отношениях меня со мной).
А любовь к сказкам типа "Финист - ясный сокол" осталась. Тем более, что подобные истории есть у разных народов.
Смыслов, значений в этой сказке можно найти немало. Сегодня я хочу рассмотреть ее с точки зрения примирения "персоны" и "тени" в период кризиса взросления.
Начинается всё с того, что где-то там живет красивая, добрая девушка. Она прекрасна, она чудесно умеет шить, убирать, её все любят, у нее хорошие отношения со всеми. Марьюшка - прямо таки "идеал жены", замечательная "ведическая" девушка.
И именно с ней случается какая-то засада. Она не требует многого: с ярмарки ждет перо Финиста - Ясного сокола, потом милуется с ним по ночам, ничего не спрашивая и не ожидая. Но что-то идет не так, и старшие сестры разукрашивают окно ножами, Марьюшка вроде ничего не знает, а Финист сразу становится "весь такой проклятый" и улетает жениться на другой.
Трех сестер в сказке можно рассматривать как три части личности. Если старшая и средняя сестры думают о статусе, деньгах, стараются выглядеть красиво, чтобы найти себе хорошего жениха, младшая не думает ни о чем. Она хочет знать тайну; влюбляется в неизвестного и таинственного волшебника-сокола (а в скандинавских сказках в короля-медведя).
И другие части личности, более старшие, стараются всю эту "любовь" пресечь. Любыми способами: клеветой, вредными советами, отговорками, ножами в оконной раме.
Что происходит дальше? Героиня уходит из семьи, отрицающей ее ценности, надевает железные сапоги, берет железные хлеба и идет за любимым. В пути развития души это означает поиск "своей дороги".
В дремучих лесах и полях ее одежда изнашивается; в самой чаще Машенька находит три избушки и трех Баб-Ягинь - встречается со старой, вечно мудрой, знающей стороной своей психики, которую не встретить в городе, в нашей обычной жизни. Баба Яга - всегда пограничница между мирами мертвых и живых. Марьюшка проходит три таких границы, т.е. три раза умирает и рождается заново.
Она идет в железных башмаках — и это не только не удобная и травмирующая обувь. Обувь в сказке - это, что помогает нам двигаться, защищает метафорические ноги от порезов и травм. Здесь обувь максимально тяжелая и аскетичная. Возможно, это отказ от всего яркого и красивого, удобного и знакомого? Машенька питается железными хлебами - жесткой, сложной, тяжелой пищей. Их можно рассмотреть как знания или эмоции — знания жесткие, твердые, безрадостные, не перевариваемые.
В итоге наша героиня обрастает ресурсами - материальными (скатерть - самобранка, бездонный кувшин с вином, золотая иголка, способная сшить любой наряд и пр.) и интуитивными - к ним относится, к примеру, дар предвидения, выраженный в наливном яблоке на блюдечке с золотой каемочкой. И попадает в волшебное царство, где ее никто не знает. Никто не знает ни ее, ни ее сестер, ни о том конфликте, что случился внутри. А там, где никто ничего о тебе не знает, есть возможность стать новой и другой. В первую очередь, для себя самой.
Героиня исполняет свое заветное желание - возвращает любимого. Удивительно, что после этого, как правило она получает все - мужа, царство, материальные блага и покой в жизни.
О чем нам рассказывает эта сказка в данном прочтении? О том, что в жизни важна интеграция желаний. О том, что если опираться только на какой-то один свой ресурс, то можно крупно проиграться. О том, что опираться только на свою "хорошесть" нельзя, темная сторона рано или поздно сделает в вашей душе подкоп и заставит с собой поговорить. О том, что даже с хорошими и целостными людьми типа Марьюшки случаются беды и кризисы. И в этих испытаниях мы можем сгинуть (непросто стоптать 9 пар железных сапог и питаться железными хлебами в темном лесу), а можем в итоге стать сильнее и ярче, научиться новому.
А теперь... посмотрите на себя. Что в себе вы отрицаете и что может знатно навредить вашим добрым планам на будущее? Как можно договориться с этими частями себя? Чему они могут вас научить? Часто те сферы жизни, на которые мы закрываем глаза - самые ресурсные, это те сферы, которые будут воспитывать вас, толкать к развитию, к новым открытиям.
Финист - Ясный сокол в детстве была одной из моих любимых сказок.
Знаете, почему? Ответ на этот вопрос весьма не банален.
Я искала смысл жизни. Не знала, зачем я и кому нужна. Паттерны окружающего мира транслировали идею "вырастешь и выйдешь замуж, муж будет скажет тебе, куда идти", и мне чертовски хотелось куда-то определить свою немалую душевную и психическую силу, а потом и рано проснувшуюся сексуальность уровнем выше среднего.
Пойти и спасти кого-то, найти и переубедить, стать нужной, в этой системе координат казалось весьма уместным.
С тех прошло немало лет и то, как эволюционировали мои убеждения и представления о себе - отдельная, взрослая, история, иногда напоминающая хоррор, а иногда мелодраму ( и все это в отношениях меня со мной).
А любовь к сказкам типа "Финист - ясный сокол" осталась. Тем более, что подобные истории есть у разных народов.
Смыслов, значений в этой сказке можно найти немало. Сегодня я хочу рассмотреть ее с точки зрения примирения "персоны" и "тени" в период кризиса взросления.
Начинается всё с того, что где-то там живет красивая, добрая девушка. Она прекрасна, она чудесно умеет шить, убирать, её все любят, у нее хорошие отношения со всеми. Марьюшка - прямо таки "идеал жены", замечательная "ведическая" девушка.
И именно с ней случается какая-то засада. Она не требует многого: с ярмарки ждет перо Финиста - Ясного сокола, потом милуется с ним по ночам, ничего не спрашивая и не ожидая. Но что-то идет не так, и старшие сестры разукрашивают окно ножами, Марьюшка вроде ничего не знает, а Финист сразу становится "весь такой проклятый" и улетает жениться на другой.
Трех сестер в сказке можно рассматривать как три части личности. Если старшая и средняя сестры думают о статусе, деньгах, стараются выглядеть красиво, чтобы найти себе хорошего жениха, младшая не думает ни о чем. Она хочет знать тайну; влюбляется в неизвестного и таинственного волшебника-сокола (а в скандинавских сказках в короля-медведя).
И другие части личности, более старшие, стараются всю эту "любовь" пресечь. Любыми способами: клеветой, вредными советами, отговорками, ножами в оконной раме.
Что происходит дальше? Героиня уходит из семьи, отрицающей ее ценности, надевает железные сапоги, берет железные хлеба и идет за любимым. В пути развития души это означает поиск "своей дороги".
В дремучих лесах и полях ее одежда изнашивается; в самой чаще Машенька находит три избушки и трех Баб-Ягинь - встречается со старой, вечно мудрой, знающей стороной своей психики, которую не встретить в городе, в нашей обычной жизни. Баба Яга - всегда пограничница между мирами мертвых и живых. Марьюшка проходит три таких границы, т.е. три раза умирает и рождается заново.
Она идет в железных башмаках — и это не только не удобная и травмирующая обувь. Обувь в сказке - это, что помогает нам двигаться, защищает метафорические ноги от порезов и травм. Здесь обувь максимально тяжелая и аскетичная. Возможно, это отказ от всего яркого и красивого, удобного и знакомого? Машенька питается железными хлебами - жесткой, сложной, тяжелой пищей. Их можно рассмотреть как знания или эмоции — знания жесткие, твердые, безрадостные, не перевариваемые.
В итоге наша героиня обрастает ресурсами - материальными (скатерть - самобранка, бездонный кувшин с вином, золотая иголка, способная сшить любой наряд и пр.) и интуитивными - к ним относится, к примеру, дар предвидения, выраженный в наливном яблоке на блюдечке с золотой каемочкой. И попадает в волшебное царство, где ее никто не знает. Никто не знает ни ее, ни ее сестер, ни о том конфликте, что случился внутри. А там, где никто ничего о тебе не знает, есть возможность стать новой и другой. В первую очередь, для себя самой.
Героиня исполняет свое заветное желание - возвращает любимого. Удивительно, что после этого, как правило она получает все - мужа, царство, материальные блага и покой в жизни.
О чем нам рассказывает эта сказка в данном прочтении? О том, что в жизни важна интеграция желаний. О том, что если опираться только на какой-то один свой ресурс, то можно крупно проиграться. О том, что опираться только на свою "хорошесть" нельзя, темная сторона рано или поздно сделает в вашей душе подкоп и заставит с собой поговорить. О том, что даже с хорошими и целостными людьми типа Марьюшки случаются беды и кризисы. И в этих испытаниях мы можем сгинуть (непросто стоптать 9 пар железных сапог и питаться железными хлебами в темном лесу), а можем в итоге стать сильнее и ярче, научиться новому.
А теперь... посмотрите на себя. Что в себе вы отрицаете и что может знатно навредить вашим добрым планам на будущее? Как можно договориться с этими частями себя? Чему они могут вас научить? Часто те сферы жизни, на которые мы закрываем глаза - самые ресурсные, это те сферы, которые будут воспитывать вас, толкать к развитию, к новым открытиям.