Найти в Дзене
Самое самое в мире

Когда подростков нужно контролировать: оккупация Лудзы в 1953 году"

Этот довольно уникальный случай подросткового восстания, приведшего к фактической "оккупации" города Лудза Латвийской ССР, к сожалению, был проигнорирован в процессе расследования. Никто не затронул главную причину восстания, которая является решающим аспектом для понимания произошедших событий.
Во время Второй мировой войны латвийского образования, известные как Шуцманшафт (вспомогательной полиции) батальона - 273-й, 280-й, 281-е, 276-го, 277-й, 278-й и 271-й - действовал на территории Белорусской ССР. 273-й батальон был сформирован в латвийском городе Лудза. Действия этих батальонов были хорошо задокументированы, включая операцию "Зимнее волшебство", в ходе которой было убито более 10 000 мирных жителей и еще 7000 были похищены, но не в Германию, а в Латвию. После окончания войны многие выжившие из Белорусской ССР остались в этом районе, поскольку им некуда было возвращаться. Кроме того, большое количество детей осталось без крова, и советское правительство пыталось предоставить им

Этот довольно уникальный случай подросткового восстания, приведшего к фактической "оккупации" города Лудза Латвийской ССР, к сожалению, был проигнорирован в процессе расследования. Никто не затронул главную причину восстания, которая является решающим аспектом для понимания произошедших событий.

Во время Второй мировой войны латвийского образования, известные как Шуцманшафт (вспомогательной полиции) батальона - 273-й, 280-й, 281-е, 276-го, 277-й, 278-й и 271-й - действовал на территории Белорусской ССР. 273-й батальон был сформирован в латвийском городе Лудза. Действия этих батальонов были хорошо задокументированы, включая операцию "Зимнее волшебство", в ходе которой было убито более 10 000 мирных жителей и еще 7000 были похищены, но не в Германию, а в Латвию.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

После окончания войны многие выжившие из Белорусской ССР остались в этом районе, поскольку им некуда было возвращаться. Кроме того, большое количество детей осталось без крова, и советское правительство пыталось предоставить им профессиональные навыки, чтобы помочь им избавиться от хулиганской жизни. Эти сироты были отправлены в профессиональное училище № 5 в Лудзе, где обучался около 201 ученика, в том числе около ста сирот.

Однако школа столкнулась с многочисленными проблемами с дисциплиной, поскольку сироты отказывались следовать правилам. Это еще больше усугублялось поведением учителей, которые в основном были латышами, что только подливало масла в огонь. Согласно меморандуму, направленному прокурором Латвийской ССР В. Липиным в Генеральную прокуратуру СССР:

"Не было никакой дисциплины или порядка. Студенты полностью вышли из-под контроля. Учителя были грубы, но это только раздражало учеников. Педагоги, чувствуя себя беспомощными, обратились за помощью в полицию, вызвав их в школу. Это привело к растущей вражде между подростками и полицией, усиленной взаимной ответственностью студентов и солидарностью внутри группы".


Руководство школы не смогло урегулировать конфликт мирным путем, вместо этого полагаясь исключительно на вмешательство полиции для разрешения ситуации. Это было критической ошибкой, поскольку в нем не было признано, что многие из белорусских сирот были хорошо осведомлены о действиях жителей Лудзы во время войны. Эта ошибка в суждении в конечном счете привела к катастрофическим последствиям.

1 сентября 1953 года ученики отказались посещать занятия и полностью закрыли школу. Они даже начали нападать на младших школьников. Администрация школы не смогла справиться с ситуацией и исчезла, оставив сирот бесчинствовать в городе. Сначала они вандализировали сады мирных жителей. Но к середине сентября их ненависть распространилась по всему городу, поскольку они напивались, угрожали местным жителям и устраивали драки.

Полиция Лудзы странно отреагировала на ситуацию. 17 сентября 1953 года они задержали только одного подростка за "хулиганские действия у памятника погибшему подполковнику Советской Армии". Однако неясно, были ли эти действия непосредственно связаны с памятником, и нет никаких конкретных доказательств в поддержку этого утверждения. Более вероятно, что полиция просто задержала одного из сирот, отделившегося от группы.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Странное поведение полиции было подчеркнуто тем фактом, что, когда другие сироты отправились в полицейский участок, чтобы освободить своего друга, они обнаружили, что он уже освобожден. Этот "жест доброй воли" продемонстрировал сиротам, что даже сотрудники правоохранительных органов их боятся, и они начали испытывать чувство власти и контроля.

Несмотря на отсутствие доказательств, неясно, что случилось с теми, кто совершил преступления, а также с партийными чиновниками и силами безопасности, которые не смогли контролировать ситуацию. Слабое заявление прокурора о том, что белорусские сироты были "ворами", только подчеркивает бессилие властей Латвийской ССР. Не появилось никаких доказательств того, что кто-либо из студентов был привлечен к ответственности и осужден, а попытки привлечь к расследованию сотрудников государственной безопасности оказались безрезультатными. МГБ расценило действия подростков как простое хулиганство, спровоцированное обстоятельствами.

Латыши, жившие в мирном и процветающем обществе, не могли понять, что этих детей, потерявших все, включая свои дома и семьи, собранные советским правительством на вокзалах, в переулках и подвалах, не следует называть "ворами". В их жизни не было ни доверенных лиц, ни авторитетных фигур.

Расследование в конечном счете пришло к выводу, что действия школьного персонала, вероятно, спровоцировали подростков, а неспособность полиции справиться с ситуацией продемонстрировала их некомпетентность. Итогом мероприятия стало внедрение рекомендаций для всех профессионально-технических училищ о том, как обращаться с "трудными" подростками, чтобы предотвратить захват другого города.

Не забывайте о крутой возможности оценить статью лайком и написать свое мнение ниже