В настоящее время те, кто интересуется историей Средней Азии, могут попасть впросак, поскольку некоторые доморощенные защитники культурных особенностей могут поправить — «Не Средней, а Центральной Азии». Но как ни говори, место-то остаётся-то же самое — междуречье Амударьи и Сырдарьи.
Говорить об этом крае можно до бесконечности, множество разных народов, бесконечная смена правителей, легенды и мифы, Великий шёлковый путь, Чингизхан и Тамерлан, и это лишь малая часть того, о чём можно рассказать. Но лучше начать не сначала, от мальчика-неандертальца и пещеры Тешик-Таш, а с середины. И люди цивилизованные, и постройки интересные, и язык вроде бы один.
Меня подвигло на написание этого поста сообщение в ДЗЕНе от одной околоисторической дамы. Сплетничать не буду, но нажалуюсь обязательно: это как надо ненавидеть историю Средней Азии, чтобы перепутать Саманидов и Шейбанидов? Я понимаю, что и те и другие многим незнакомы, ничего страшного в этом нет. Но если ты взялся писать об Абулхайрхане и его потомках, хоть в Википедию загляни от скудости ума, и там его наберись! А не настаивай на своей ущербности, не уверяй читателей, что это одно и то же.
Итак, Шейбаниды. Основателем династии, просуществовавшей почти сто лет ( или более ста лет), историки по-разному считают, стал Мухаммед Шейбани. Не буду утомлять датами и излишними деталями, скажу только, что мальчик и его братишка остались круглыми сиротами, когда им было — Мухаммеду восемь лет, а Махмуду пять. Уверяю вас, это разные имена, хоть и похожи. Это как Саша и Маша. Детей забрал к себе дедушка, «хан всех кочевых узбеков» Но дедушка умер или погиб, тайна покрытая мраком, однако в сочинении Махмуда бен Вали, историка, географа из Балха, потомка исламского богослова и мистика из Средней Азии, автора произведения «Море тайн», он склонен считать, что тот умер от болезни.
Досталось бедным сиротам после смерти любимого деда полной мерой. Но средневековье такая пора — или ты врагов, или они тебя. Братья оказались хорошо подготовлены к борьбе и подлости мира. В конце концов, не позднее 1499 года, Мухаммед Шейбани врывается из Даштикипчака (казахских степей) на территорию Маверанахра и в течение небольшого времени захватывает всё междуречье. Попутно строит, проводит реформы, дарит завоёванные территории приближённым, в общем, ведёт себя как хан.
К сожалению, он ввязался в противостояние с персидским падишахом Исмаилом Сефеви, проиграл и потерял не только жизнь, но и голову. Исмаил Сефеви, оскорблённый Мухаммедом Шейбани, из черепа поверженного врага приказал сделать чашу для питья вина, кожу с лица выдубить и отправить турецкому султану в качестве подарка. Намёк более чем прозрачный: Не серди меня, а то и твоя голова станет такой же.
Очень жаль, что этот портрет кисти Камаладдина Бекзода хранится не в Узбекистане, и даже ни в одной из азиатских республик, а в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Я сильно сомневаюсь, что американцам нужен азиатский правитель или память о нём.
Сегодня не буду перечислять всех остальных Шейбанидов, все были интересны и так же многогранны. Но вот племянник Шейбанихана Убайдуллахан описывается современниками как довольно образованный и гуманный человек. Построил в 1530 году медресе Мир-Араб в Бухаре, сохранившееся до наших дней. Портрета после него не осталось, возможно и не было. Кстати, есть серьёзное заблуждение по двум особенностям мусульманского менталитета.
Первое. Рисовать людей было можно, но нельзя говорить, что это Всевышний. А поскольку непонятно, кому что в голову взбредёт, старались не рисовать. Но ханы и падишахи себя стремились увековечить.
Второе. Это касается алкоголя. Пили. Некоторые так, что отправлялись к порогу Всевышнего, то есть банально умирали.
Таким был Науруз Ахмад или Барак-хан ( и вот что о его кончине пишет Хафиз Таныш Бухари: «[Так продолжалось] до тех пор, пока наконец не произошел удивительный случай и странная картина не подняла завесу со своего лица. В те дни Борак-хан постоянно пил вино и никогда при отсутствии бутылки и чаши не раскрывал рта, как бутон или тюльпан [без поливки]. В конце концов привычка к вину привела к тому, что здоровье его отклонилось от правильного пути. В конце того пиршества он выпил тяжелую чашу смерти из рук виночерпия смертного часа и вручил смерти клад [своей] жизни».
В остальном Барак-хан был не хуже и не лучше других правителей — строил, правил, как мог, много воевал. Даже смог увековечить свою внешность для потомков.
Есть другие представители династии Шейбанидов, которые оставили неизгладимый след в истории, но о них мало кто знает и помнит. После смерти Навруз-Ахмада, была небольшая толкучка, закончившаяся восшествием на престол Бухары, Искандер-султаном. Это был ничем не примечательный глубоко и искренне верующий человек, скромный до невозможности. Он был младшим сыном султана Кермине и Мианкаля,Джанибек-султана. И никогда бы Искандер-султан не вознёсся на престол и не стал бы ханом, если бы не его амбициозный и жадный до власти старший сын Абдулла. Именно Абдулла возвёл своего отца на престол Бухары, а сам, не покладая сил, воевал за объединение территорий и восстановления Бухары в границах государства его двоюродного деда Мухаммеда Шейбанихана.
Вроде бы ничего сложного при таком рассказе нет. В Среднюю Азию в это время, в середине XVI века прибывает представитель Московской торговой кампании Антони Дженкинсон. Тот привёз много различных товаров, но это были тяжёлые английские сукна и шерстяные ткани. Купец-посланник плохо представлял себе, какой в Средней Азии климат. Он не смог продать много товаров, вдобавок ко всему попал в засаду к грабителям караванов. Бухара ему ужасно не понравилась и он назвал её в своём отчёте кучей земли и мусора. Это было понятно — не расторговался, остался при своих и кроме этого Дженкинсон видел, что здесь полно конкурентов. Чтобы сбить их со следа, он и придумал эту легенду — о куче глины. Да, города здесь были специфические, дома сложены из сырцового кирпича, высокие дувалы закрывали все строения не только от любопытных глаз, но и от удушающей жары.
Абдулла взошёл на Бухарский престол лишь в 1583 году после кончины своего отца. Всё это время он крутился как белка в колесе и трудно представить себе более значительного правителя в Центральной Азии, чем Абдуллахан II. Именно он объявил себя ханом всех узбеков, а государство, государством всех узбеков, несмотря на то, что Дженкинсон упорно называл это государство Бухарией. Точно так же, как Россию в то время именовали Московией. Так иностранцам было удобно.
Государственная и денежная реформы Абдуллахана, строительная деятельность требуют особого описания, в одном посте не рассказать. Одних зданий и сооружений гражданского назначения было построено более двух тысяч. Медресе, ханака, караван-сараи, сардобы и многое другое. Он первый в Центральной Азии начал строить дороги. Возникает вопрос, а почему о нём ничего нет, или есть коротенькая страничка в Википедии как о жестоком правителе, который уничтожил всех своих родственников? Ответ простой. Создателем первого узбекского государства в 1924 году считается СССР. Я ничего не имею против СССР. Почти вся сознательная жизнь прошла в этом государстве, но забывчивость в отношении роли Абдуллахана II в истории Средней Азии имеет под собой очень глубокие корни.
Даже его портрет хранится не в каком-то музее на видном месте, а в частной коллекции во Франции.
Обратили внимание на его внешность? Именно такими были узбеки в XVIвеке. Его двоюродный дед имеет почти такую же внешность. И странной является композиция этого портрета 1572 года. Он сидит на голом полу, не на ковре или на подушках, как подобает султану, сыну хана Бухары. В левой руке дыня — «Я могу вас угостить», в правой руке нож — «Осторожнее, я не так прост»! На сыне Абдуллахана, Абдулмумине, в 1598 году заканчивается династия Шейбанидов. Был ещё один шейбанид — Пирмухамед, погибший в междоусобицах. Но это уже другая история.