Найти тему
Виктор Кухарчук

Метод погружения в творчество

КОНТЕКСТ

Как начать заниматься фотографией для себя. Развить другой взгляд на окружающую жизнь и завести новое хобби. Сразу спойлер - лайфхаков не будет.🙂 Это личный метод, которым я пользуюсь, поэтому не придирайтесь к нему с точки зрения академической составляющей.

БАЗОВАЯ ЕДЕНИЦА

Для простоты понимания нужно определить, что является базовой единицей в фотографии. То, из чего строится фотографический кадр. Это условное разделение поможет быстрее сориентироваться.

Например, базовой единицей в кинематографе принято считать кадр. Совмещая один кадр с другим средствами монтажа собирается понятная нам история. Фильм, состоящий из отдельных кадров - законченное произведение. Но как быть с фотографией, если всё произведение - один кадр? Где тут базовая единица? Для этого я предлагаю термин - сцена (есть более академический термин - изобразительная плоскость, но я буду писать - сцена).

Сцена - любое изображение, запечатлённое в кадре.

Пойдём от простого к сложному. Я разделю фотографические сцены по содержанию на три типа.

Компоновка, композиция, история.

Эти три термина "однокоренные", они тесно связаны между собой. Но в них можно выявить характерные признаки. При их описании я буду проводить аналогию с музыкой, для тех, кто не занимался никогда ранее фотографией, это поможет.

КОМПОНОВКА - уравновешенное сочетание объектов в кадре, которое не несёт кроме этого больше никакого смысла. Просто красиво расставленные пятна цвета, света или объекты. Ритм. Зеркальная симметрия. Контраст. В общем в этой сцене есть только приятная глазу абстрактная картина, по всем художественным канонам. По аналогии с музыкой - аккорд. Он может быть минорный или мажорный, быстрый или затяжной, громкий или тихий и так далее. Но это всего один аккорд и до мелодии ещё далеко.

фото Зигфрид Хансен

КОМПОЗИЦИЯ - условно второй по сложности уровень. Сочетание элементов в изображении создаёт дополнительный смысл, а не просто фиксация реальности или набор абстрактных элементов. Можно назвать зарисовкой, скетчем. Например, сцена, где мужчина дарит женщине цветы. Или какой-то человек едет на велосипеде. В общем, любой понятный и легкочитаемый сюжет. В музыке - несколько красиво сочетаемых аккордов, в них уже чувствуется направление, которое может вылиться в мелодию.

фото Стив Маккари

-2

ИСТОРИЯ - это многослойное законченное произведение. Выполненное в определённой эстетике, все элементы сочетаются между собой, создавая дополнительную глубину. Кадр несёт смысловой и эмоциональный момент. Глядя на такую фотографию, всем понятно, что случайным образом такое снять невозможно. По аналогии с музыкой - это мелодия с началом, кульминацией и концом.

фото Грегори Крюдсон

-3

И тут для знатоков я оговорюсь. Да, понимаю, для каждого из этих условных уровней, которые я написал, есть фотографы или художники, которые стали классиками. Переосмыслили простые и сложные сюжеты. В музыке я, например, не слышал об известном альбоме, где все треки состоят из одного аккорда или звука. В визуальном искусстве полно известных произведений с одной линией или точкой на одноцветном холсте. Визуальное искусство может двигаться, как к усложнению так и к упрощению, оставаясь законченным произведением.

ДЕЙСТВИЕ

Где-то там внутри вас, между мнением других, проблемами, планами, мечтами прячется Ваш индивидуальный творческий импульс. Для того, чтобы он проявился, нужно сделать действие.

Интересно, что человек часто даже не знает, что ему действительно нравится. Свет, цвет, форма, ритм, сюжет или его отсутствие... Но понять это можно только стараясь не обуславливаться трендами и мнением окружающих.

Самое главное и прекрасное правило начинающего фотографа - вы делаете это для себя! Только вы критерий творчества. Нравиться процесс и результат должен только вам!

Итак, сам метод.

Начните погружаться в тему.

- Определите себе временной промежуток, желательно от одного до трёх месяцев. Каждый день, вставая с кровати вы держите в голове мысль, что всё это время вы будете заниматься творчеством. Вы начнёте снимать всё, что вам захочется, вообще не заморачиваясь, можно сказать от "бедра". Идёте по улице, увидели пятно разлитой краски, почему-то вам оно нравится - сделай фото. Уронили пакетик чая на белый стол, и это показалось интересным - сделайте фото. Лежит во дворе красный шланг, висят кеды на проводах, странно растёт дерево, лучик света падает на стену... В общем всё что угодно, главное это должно вас чем то цеплять. Возможно вначале выйдя на улицу и не увидев ничего интересного, желание снимать отпадёт. Это нормально. Поэтому по-началу совмещайте фотографию с прогулками. Даже если снять ничего не получится, вы хотя бы прогуляетесь по новым местам. Меньше самокритики на первых порах. Вас не должно угнетать то, что результат не приходит сразу. Так не бывает. Это процесс. Выходите на час, пол часа, сколько будет возможность. Главное систематически делайте и всё придёт.

- Зайдите в книжный магазин и купите 2-3 бумажные книги. Мои рекомендации:

Решающий момент - Картье-Брессон Анри,

Имаджинариум или что стоит за кадром - Розен К.

Photographers A-Z - Hans-Michael Koetzle (Taschen)

Или любую приемлемую по цене книгу по истории фотографии. Желательно с отечественными и иностранными мастерами. Книги необходимо листать, смотреть и читать на протяжении этих 3-х месяцев. Порядок определяйте сами. Сразу покупать много не стОит. Это начальный этап, всё должно делаться с НЕбольшим усилием.

- Контрольные отпечатки - скачайте или добавьте себе в плейлист этот сериал. Серии очень короткие минут 10-15 максимум. Смотрите раз в 2 дня по серии. Почитайте про фотографа, о котором вы смотрели. Подумайте, каким творческим методом он пользуется. Чем вам понравилось или не понравилось его творчество. Анализируйте так, как ВЫ это понимаете.

- Печатайте свои фотографии. Скидывайте материал на комп, выбирайте кадры, которые вам понравились больше всего, и печатайте. Размером не больше 10х15, а лучше 7,5х5. Печатать можно на домашнем принтере, это не принципиально, главное цветном. Как отбирать кадры, вы поймёте на практике и после просмотра сериала " Контрольные отпечатки".

- Компонуйте кадры - возьмите лист А3 формата и в спокойной обстановке скомпонуйте свои кадры в одну композицию . Кладите их на листок двигайте, вращайте, думайте над взаимосвязями и сочетаниями. Где есть похожие линии, цветовые пятна, содержание. Вы найдёте множество вариантов, по которым ваши сцены, снятые в разное время, будут сочетаться между собой. Помимо внутреннего сочетания, можно их расположить так, чтобы они всей своей массой создавали какой-то узор или цвет. Когда найдёте подходящий вариант, зафиксируйте результат (наклейте фото). Это не обязательно сделать за один присест. Печатать фотографии необходимое условие!

Да, на это уйдёт время, у кого-то больше, у кого-то меньше. Будьте к этому готовы. Сняли, отсмотрели, выбрали, напечатали, прочли главу, посмотрели серию. И так далее, это процесс.

Важно не думать о том, понравятся снимки другим или нет. Первое время лучше не предлагать отсмотреть ваши работы "на критику". Тут постарайтесь быть объективными. Сначала всё будет в новинку. Как бы прекрасно вы не оценивали ваши достижения, для людей в теме это так же, как рисунок ребёнка, который впервые решил что-то нарисовать осмысленно.

Наслаждайтесь своими новыми открытиями, радуйтесь, любуйтесь ими, это даст вам толчок двигаться дальше. Но представлять их как художественные произведения - не стОит. Объяснять другим, что вы так видите и.т.д. Это может привлечь страстных критиков, которые обожают разносить работы начинающих. В общем, любой творческий процесс поменяет ваши привычные взгляды и расширит кругозор. Главное помнить одно простое правило: вы делаете это - для себя!