Пикантный "контент" люди любили во все времена. Менялось лишь отношение к нему, а также его доступность. То, что сейчас в свободном доступе, раньше распространялось подпольно или делалось на заказ. Чтобы "легализовать" использование обнаженной натуры, их вписывали в произведения искусств. Чаще всего для этого использовались античные или библейские сюжеты, которые вполне можно было показать публике, или хотя бы своим гостям. Но были и более оригинальные идеи. Обычно подобные работы делались на заказ и хранились вдали от любопытных глаз. На этом весьма неплохо зарабатывали многие известные художники 18 века, например, Буше и Фрагонар. Сейчас эти картины весят в музеях и считаются предметами искусства
Самое безобидное - сюжеты с переодеванием. Даже подвязывание чулок вполне могло восприниматься как "клубничка", не говоря уже о чем-то большем.
Одним из самых частых пикантных сюжетов - купание.
На картине Буше можно увидеть характерную деталь многих подобных сюжетов - за героинями подглядывают. В данном случае любопытный человек притаился в левой части полотна.
На картине Шарля Андре Ван Лоо "Наяда", можно сказать, вариация на тему. Наяда - морская нимфа.
Этот сюжет встречался и у русских художников
После всех этих томных красавиц картина Курбе "Купальщицы" (1859) вызвала закономерный скандал, ведь героини были далеки от тех, кого раньше использовали в подобных сюжетах.
Еще один частый сюжет - разного рода гигиенические процедуры. От умываний, омовений ног и более пикантных частей тела.
На этой картине неизвестного художника изображен весьма щекотливый момент. Служанка подает женщине губку, помещенную на палку. Подобные вещи использовались ранее как примитивное средство контрацепции. После контакта с мужчиной женщина данным приспособлением вымывала себя изнутри с применением раствора, предохранявшего от беременности. Всякие порошки и прочие для этого можно было купить подпольно. Иногда в ход шли лимонный сок, уксус и иные подручные средства. Все это было, конечно, совсем не полезно для женского здоровья, но те, кто пользовался данными средствами, об этом не думали. Кстати губки тогда стоили дорого, поэтому с учетом еще и наличия служанки и красивой кровати, перед нами, вероятно, успешная куртизанка.
Аналогичный сюжет мы видим и на картине другого неизвестного автора
Данные манипуляции дамы проводили над тазиками, ночными горшками, а у более состоятельных могло быть биде. При этом первые биде были не в привычной нам форме. На них садились верхом. Слово биде изначально означало лошадку.
Есть и более фривольные картины, например, со справлением малой нужды.
Героиня буше держит в руке бурдолю - вытянутый сосуд, который можно было легко просунуть между ног. Кстати его назвали в честь известного проповедника Бурдолю, славившегося длинными проповедями, во время которых вполне могло захотеться посетить туалет.
Похожая дама засветилась на другой картине автора
Современный зритель может удивиться, неужели в то время художников не наказывали за непотребства? Иногда наказывали, но почти все подобные сюжеты писались под заказ, а не для публичной демонстрации. Церковь не раз предъявляла претензии Буше, но среди его заказчиц была сама мадам Помпадур, что упрощало художнику жизнь.
Встречались и более перченые по современным меркам сюжеты. Например, клистир (клизма). Для современного зрителя эстетика, прямо скажем, спорная. Но в то время клизма, наряду с кровопусканием, одна из самых часто прописываемых медицинских процедур. По принципу, если человеку плохо, значит, в организме что-то лишнее скопилось. Надо пустить кровь, чтобы вышло с ней. Не помогло - пусть выйдет из другого места. А можно и то, и то сделать для надежности. По этой причине отношение к данной процедуре было проще.
Заметьте, за дверью опять же притаился любопытный мужчина.
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#живопись #искусство #художник #18век