Почему она стала для иностранцев символом нашей культуры?
Легендарный зимний русский головной убор - шапка-ушанка. Хотя давно уже у нас народ шапки в массе своей не носит, ушанка все равно остается в глазах иностранцев одним из главных символов русской культуры. Также как водка и матрешка с Т-34. Сувенир!
Сегодня подробно расскажу основные версии того, как и когда появилась ушанка.
Есть смелое предположение, что шапка-ушанка имеет нерусское происхождение. Например, что произошла она от монгольского малахая, защищавшего кочевников в холодных степях.
Или же корни ушанки идут от шапки-цибаки, что носили финно-угорские народы севера нашей страны: саамы и прочие.
Но есть и чисто русская версия происхождения шапки-ушанки - ее еще в средние века придумали поморы, жившие в современной Архангельской области. Поморы начали шить из тюленьих шкур особые головные уборы ("оплеухи") с длинными ушами, надежно защищавших их рыбаков от ледяных брызг холодных вод Белого моря.
Существует мнение, что предшественником шапки-ушанки стал в средние века русский треух, надежно защищавший голову и шею от холода.
Носили шапку-аблавуху еще лет 200-300 назад и белорусы в сельской местности.
Нечто вроде шапки-ушанки в начале XX-го столетия носил и знаменитый полярный исследователь, норвежец Руаль Амундсен. Его головной убор так и звался - амундсенка.
А вот шапка-ушанка в ее нынешнем виде стала популярной относительно недавно, как не странно. В Белой армии адмирала Колчака, сделавшего такой головной убор основным в своих войсках.
Есть мнение, что Колчак ушанку увидел у крестьян в Сибири, где действовала его армия. Поразился ее надежности и практичности. А потому и взял на "вооружение". Сама ушанка тогда получила прозвище "колчаковка".
Любопытно, что по этой причине шапка-ушанка в Красной армии считалась до войны "белогвардейской". Ушанки в 1930-е носили по большей части флотские или милиционеры. Красноармейцы в зиму должны были обходиться лишь буденновками. А шапки-ушанки начали массово надевать только с Зимней войной 1939/1940 гг, когда нужно было срочно утепляться в заснеженных карельских лесах.
Хотя тот же теплолюбивый южанин Иосиф Виссарионович еще в 1920-е годы ушанку носить совершенно не стеснялся. Его вариант, кстати, называется "полуторка" - тут особо длинные уши, защищавшие от холода все вплоть до шеи.
Для рядового состава украшенные красной звездой шапки-ушанки шились, ввиду дефицита материалов и времени, из бобрика или искусственного меха. Советским офицерам полагалась ушанка из овчины или мутона.
Шапка-ушанка оказалась столь удачным зимним головным убором, что в Великую Отечественную сей головной убор невероятно распространился в Красной армии. А жестоко страдавшие от нашего холода немецкие солдаты устраивали настоящие драки за трофейные русские ушанки.
В 1960-1970-е шапку-ушанку сильно популяризовал сам Леонид Ильич Брежнев, носивший подобный головной убор еще с войны. Надеть шапку-ушанку стало для руководителей страны символом принадлежности к партийной элите. А сам Леонид Ильич обожал дарить ушанки всем своим заграничным гостям. Чем окончательно и сделал шапку популярным сувениром у иностранцев.
Шапка-ушанка продержалась в российской армии аж до 2010-го года. И сегодня остается важным символом России за рубежом.
Хотя, отмечу, ушанки вполне себе носят и другие народы мира - монголы, финны, даже американские, канадские и немецкие полицейские.