Этого фильма никогда не видела. Иначе в памяти остались бы фрагменты.
Сегодня случайно увидела его на телеканале "Мосфильма".
Фильм яркий, с блестящим составом актёров. А. Папанов, Л. Куравлёв, Р. Быков, Л. Удовиченко, Е. Санаева, Вертинская, Крачковская и другие.
Снял его Александр Стефанович, тот самый, один из мужей Примадонны. Собственно, раскрутил имя этой певицы. Талантливый был продюсер.
Да и как режиссер интересный в качестве применения нетривиальных подходов к киносъёмочному процессу.
Здесь, на канале, я размещала статью "Забытый первый советский боевик, положивший начало такому явлению как музыкальный клип" об одном очень необычном фильме Стефановича "Дорогой мальчик" 1974 г.
Вот она, почитайте:
Сатирическая комедия "Пена" по режиссуре тоже нехарактерна для советского кинематографа.
К примеру, сюрреалистичные сны главного героя Павла Махонина. Но об это позже.
Сначала о сюжете
В основу фильма лёг сценарий Сергея Михалкова. Скорее всего, имя писателя стало талисманом для фильма, ибо неизвестны факты запретов киноленты, жесткой критики со стороны высшего руководства и других подобных случаев.
Главный герой фильма директор предприятия Павел Махонин (Папанов) живёт, ни в чём не нуждаясь. У него всё есть, что нужно советскому человеку и даже более. Живет в роскоши. Дефицит - пожалуйста. Пепси-кола - ящиками.
В ванной - дефицитная импортная косметика. В общем, он и его жена с дочерьми живут как советская элита.
Да вот беда. Для полного счастья захотелось ему получить учёную степень. А писать диссертацию не хочется, да и ума нет такого.
Знакомится он с представителями подпольной конторы, которые за деньги пишут диссертации.
Написали. Вот и счастье вроде бы пришло. Ан нет. Дочь Викторина (Марианна Вертинская) приводит в дом мужа, который оказался талантливым журналистом (Стеблов). Тот провёл журналистское расследование о подпольной группе авторов диссертаций. И вся его мечта может в одночасье рухнуть.
Вот такой сюжет, тема которого очень актуальна, я бы сказала, особенно актуальна, в наши дни.
Наверное, фильм пришёлся по нраву за рубежом, раз сама газета «Нью-Йорк таймс» в номере от 2 декабря 1979 отметила в рецензии:
Это едкая киносатира на коррупцию и привилегии советских высокопоставленных кругов выгодно отличается от заурядной советской пропаганды и «режет мясо близко к костям»
Ну как же, проблемы противника всегда радуют... Ничего не изменилось в этом мире.
Теперь об особенностях картины
Сюрреалистичные сны Махонина заслуживают внимания. В них заметен почерк режиссера, проявившийся в в выше упомянутом фильме. Сновидения Махонина о визите в Америку, где его чествуют как учёного; о преследовании гангстерами и автородео показаны в фильме не как простые кинокадры, а с применением визуальных спецэффектов. Таких и не встретишь в фильмах. Подобные эффекты появились гораздо позже, в конце 80х, в музыкальных клипах.
Другая особенность картины - действие происходит в ритмичности рока. Тоже фишка Стефановича. Сцены фильма достаточно быстро меняются: то пресс-клуб, то палуба теплохода, а потом - вдруг ресторан или другое место действия.
И в завершении немного о музыке фильма
Музыку к фильму написали советский композитор Борис Рычков и Алла Пугачёва. Она сыграла в фильме небольшую роль певицы и исполнила песни "Просто" и "Не обещай. не надо". Композиции фильм украсили, нечего сказать.
Кстати, бэк-вокалистом стал Михаил Боярский.
А вы видели этот фильм?
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки