Здравствуйте, дорогие друзья!
Благодарю, что нашли время заглянуть в наш библейский кружок. Заканчивается 1-я подготовительная неделя к Великому Посту, и сегодня мы прочитаем с вами притчу о мытаре и фарисее и попытаемся понять, что она значит для нас, людей живущих в XXI столетии.
Итак:
Два человека вошли в храм помолиться: фарисей, а другой мытарь. (Лк 18:10)
Знакомая ситуация, не правда ли? Чтобы помолиться, т.е., чтобы быть услышанным Богом, человек идёт в храм. Хотя, конечно, молиться можно везде: и дома, и в пути, и в труде, и на войне. Молитва - дыхание души человека, без неё не может быть истинной веры. Но так устроил Господь, что особым местом молитвы являются храмы Божии.
По Закону у иудеев мог быть только один храм, и стоял он в Иерусалиме. Сегодня на этом месте стоит мечеть Омара. От того храма осталась только часть стены внешнего двора, так называемая Стена Плача. Но и сегодня евреи ежедневно приходят сюда, чтобы помолиться Богу хотя бы на этих древних руинах. Так велика их любовь к своей святыне, которая была отнята у них за отвержение Сына Божия.
В церковь мы идем единственно ради молитвы, ради общения с нашим Небесным Отцом. Здесь Он преклоняет ухо Свое к нашим просьбам, которые непременно исполнятся, если молитва наша будет правильной. А притча эта как раз о том какая молитва правильная, а какая — нет.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. (Лк 18:11-12)
Доброе дело — молитва благодарения. Но благодарить тоже нужно правильно. Не ошибёмся, если будем благодарить Бога за все дары, которые принимаем из Его щедрой руки: жизнь, здоровье, таланты, кров, пищу, мирное небо, семью, — в общем за всё, что составляет благо любого человека.
Души особо боголюбивые и мужественные благодарят Бога даже за отсутствие этих даров, потому что главным даром почитают само познание Бога, дарующего им вместо земных благ — небесные.
За что благодарит Бога фарисей? За то, что он не грешит, как другие люди. Фактически фарисей не благодарит, а хвалится исполнением Закона. Того Закона, который дан... по причине преступлений (Гал 3:19) и который никогда не может сделать совершенными (Евр 10:1) Фарисеи — ревностные исполнители Закона не поняли этого, и превратили Ветхозаветную религию в ярмарку тщеславия. То, что должно было служить к познанию греховности человека и содействовать смирению, фарисеи сделали пьедесталом для своей гордыни. И с высоты этого пьедестала они ещё и презирали остальных людей.
Могло ли быть что либо худшее в духовном состоянии человека? Признав себя праведником человек обязательно попадает в сети самообмана: он становится не способен к видению своих грехов, а значит и к покаянию. Но только покаяние открывает дверь Небесного Царства, которое принёс людям Христос. Очевидно, фарисей к покаянию был уже не способен. Он праведник и в собственных глазах, и в глазах окружающих, но не в глазах Бога, Который гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6)
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк 18:13)
Мытарю, который как некий изгой молился вдали от фарисея, и на которого бросил брезгливый взгляд фарисей, хвалиться было нечем: он точно был хищником, т.е. приворовывал, как и все сборщики налогов. А там где шальные деньги, там и разгульная жизнь со всеми сопутствующими прелестями. Он был грешник, и знал это. Он даже посметь не мог сравнить себя с фарисеем - ревнителем Закона, сам вид которого увеличивал муки совести мытаря.
"Боже, милостив буди мне, грешнику", - молился мытарь, не смея ни благодарить Бога, Которого он прогневал своими грехами, ни просить Его о чём либо ещё.
Подводя итог притче, Иисус делает парадоксальный вывод:
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот... (Лк 18:14)
"Оправдание" и "праведность" имеют один и тот же корень и происходят от слова "правда". Быть оправданным — это и значит быть праведным. Мытарь, много раз нарушавший Закон, оказался большим праведником пред Богом, чем фарисей, исполнявший Закон. Это совершенно противоречит обычному человеческому представлению о воздаянии, но тем не менее это так! Бог видит то, что не видит никто - самое сердце человека. В сердце фарисея он увидел напыщенность и тщеславие, в сердце мытаря - покаяние и смирение.
Неужели исполнение Закон не имеет никакого значения для спасения души? Имеет, и ещё какое! Не для того давал Бог людям заповеди, чтобы можно было их нарушать, не опасаясь подвергнуться вечному осуждению. И уж конечно не для того, чтобы помолившись в храме молитвой мытаря можно было и дальше спокойно грешить. Притча не об этом.
Притча о том, что исполнять заповеди Божии, как и каяться в их нарушении нужно со смирением, которое достигается самоосуждением. Будь по делам фарисей, а по духу - мытарь. Только тогда исполнение Закона будет иметь цену пред лицом правды Божией. Гордыня же и тщеславие так ненавистны Богу, что могут обесценить все наши добрые дела.
Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18:14)