Найти в Дзене
Старт Бизнес Клуб

Техника эффективного чтения

1. Читайте не торопясь, вникая в суть написанного. Как правило, читать мы умеем плохо, и все чаще — не умеем вовсе. Нет, число знаков в минуту, число страниц за час и т.д., — с этим у большинства дела обстоят нормально. Некоторые даже техникой скорочтения владеют. С пониманием прочитанного — значительно хуже. Скорочтение родилось в свое время с единственной целью — ускорить поиск информации. Поиск, но не обработку! Со времени появления систем поиска информации скорочтение стало практически ненужным, а доведенное до уровня самоцели — чрезвычайно вредным. 2. Не оставляйте непонятым ни одного слова. Давайте договоримся: МЫ будем читать спокойно, без гонки. Нас никто и ничто не торопит. Практика научных работ­ников показывает, что нормальная скорость чтения специального (не художественного) текста с целью его понимания — от одной до четырех страниц в час! Почему же так медленно? Дело в том, что понимание текста, как минимум, связано с пониманием слов, из которых этот текст состоит. Для пон

1. Читайте не торопясь, вникая в суть написанного.

Как правило, читать мы умеем плохо, и все чаще — не умеем вовсе. Нет, число знаков в минуту, число страниц за час и т.д., — с этим у большинства дела обстоят нормально. Некоторые даже техникой скорочтения владеют.

С пониманием прочитанного — значительно хуже. Скорочтение родилось в свое время с единственной целью — ускорить поиск информации. Поиск, но не обработку! Со времени появления систем поиска информации скорочтение стало практически ненужным, а доведенное до уровня самоцели — чрезвычайно вредным.

2. Не оставляйте непонятым ни одного слова.

Давайте договоримся: МЫ будем читать спокойно, без гонки. Нас никто и ничто не торопит. Практика научных работ­ников показывает, что нормальная скорость чтения специального (не художественного) текста с целью его понимания — от одной до четырех страниц в час! Почему же так медленно? Дело в том, что понимание текста, как минимум, связано с пониманием слов, из которых этот текст состоит. Для понимания слов необходимо постоянно обращаться к словарям, энциклопедиям, справочной ли­тературе, специалистам, к собственным ранее приобретенным знаниям.

Понять слово — это значит дать определение понятия, которое стоит за этим словом, или связать это слово с соответствующим образом, представить себе, о чем именно идет речь.

Наука, гормон, энергия, любовь, свобода, замужество, сетевой маркетинг… Вы уверены, что хорошо, а главное — однозначно представляете себе обсуждаемый предмет?

3. Добивайтесь ПОНИМАНИЯ содержания текста.

Теперь, когда все слова понятны, остается понять связь между ними, а точнее — между теми явлениями, которые обозначены этими словами. Если кристалл растет присоединением атомов к его поверхности, то интересно, как именно это происходит? Если употребление препаратов плаценты ведет к повышению иммунитета, то как именно? Что является причиной, а что — следствием? Почему работа с селеном и его соединениями в науке и промышленности относится к опасным процессам, а недостаток селена в организме не менее опасен для нормального функционирования этого организма?

НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ОПИСЫВАЕМЫЕ   В  ТЕКСТЕ.

4. В процессе чтения — пишите, рисуйте, рассказывайте.

В большинстве своем люди привыкли называть чтением пассивное времяпрепровождение — пробегание строчек гла­зами, совмещенное с жеванием бутерброда, вязанием или еще чем-нибудь более приятным.

Если мы не написали, не нарисовали, не рассказали кому-нибудь (хотя бы себе, но ВСЛУХ) сути прочитанного, то мы не в состоянии проверить усвоение нами этой сути.

Если учащийся ограничивается “чтением” доказательства теоремы, понимание исключено!

Не происходит проникновения в то, о чем говорит текст, не происходит присвоения того, что описано в тексте. Тогда это чужое, ненужное и осознанию, обработке не подлежит.

5. Читая, создавайте опорный конспект прочитанного.

Один из физиков прошлого рубежа столетий, лауреат Нобелевской премии 1912 года Макс фон Лауэ, писал в своей известной “Автобиографии”, что знание — это то, что остается, когда все остальное давно  забытоДавайте, читая,  строить знание.  Мы теперь это умеем.

Для того, чтобы связно воспринимать прочитанный текст, нужно удерживать основные, опорные его положения в оперативной памяти. Поэтому следует записывать или иным способом фиксировать ключевые понятия текста и причинно-следственные связи между ними. Тогда Вам будет легко понять структуру текста, его смысл. Только так, имея перед глазами основную линию изложения, можно задумываться над тонкостями деталей.

6. Записывайте Ваши выводы из прочитанного.

Мы читаем для того, чтобы понять написанное. Понять — следовательно, сделать выводы из прочитанного. Как мы уже убедились, это нелегкая и ответственная работа. Поэтому просто нелепо, кощунственно терять результаты этой работы, необходимо обязательно зафиксировать выводы, то есть записать свои  размышления  о прочитанном  и  результат  этих  размышлений.

ЗАПИСЫВАЙТЕ  СДЕЛАННЫЕ  ВАМИ  ВЫВОДЫ   ИЗ  ПРОЧИТАННОГО!

ПОНЯТЬ — ЗНАЧИТ ОСОЗНАННО ДЕЙСТВОВАТЬ!

7. По мере понимания прочитанного — ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стремимся понять для того, чтобы действовать на основе понимания. Поэтому критерием понимания прочитанного является вытекающее из него осознанное действие. Например, прочитав о новом пищевом продукте. Вы можете принципиально отказаться от его использования (действие!). Но только, пожалуйста, аргументирование, на основании сделанных Вами выводов из прочитанного (а для этого они и должны быть зафиксированы).

Заключения  типа  “я в это не верю”  бессмысленны  и  унизительны  для  их авторов.

ОСМЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ, А НЕ ВЕРЫ.

После всего сказанного здесь должно стать очевидным, что понятия “читать” и “думать” очень тесно связаны между собой. Чтение без думанья не имеет никакого смысла. А что такое “думать” — мы уже выяснили: это процесс понимания явлений и связей между ними.

И мы знаем, что обдуманные действия неотвратимо выигрышны, а необдуманные — столь же неотвратимо проигрышны.

Поэтому стоит помнить о связи чтения и думанья. Ведь чтение — способ подключения человеком к процессу собственного думанья дополнительных и, как правило, далеко не самых худших мозгов. При этом человек сохраняет за собой право сделать из этого обобщенного думанья собственные выводы.

Наиболее эффективные способы обучения

Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Он пришел к выводу, что:
• слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
• обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.

Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему:

Проводите лекции
Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) – один из самых эффективных.

Пишите статьи
Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.

Создавайте видеопрограммы
Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео-порталов, например, Youtube, куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями
Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.

Делайте это сами
Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что делаете это сами.

-2