Дорогие, хорошие друзья, сегодня я представляю вам материал, над которым думаю много лет. Один подписчик, прочитав моё стихотворение про Обломова, написал, что у него есть неразрешённые вопросы по книге, и попросил расширить тему.
А стихи начинались так: "Обломов - Штольц, как две опоры.
Кого мужчине предпочесть?
Такие разные всё споры,
А предпочтенье всё же есть..."
Роман, несомнено, для мужчин. Там показаны ситуации, на которых мужчина может сломаться, например, не поняв женскую суть, её рассуждения, при выборе партнёра, а половина книги - это метания Ольги Ильинской на тему: кого выбрать. А выбор был, в итоге, осуществлён настолько нелегко, что героиня долго болела, она отдавала просто часть своей души. Любил и главный герой, но...
И это только часть того, что было пущено на самотёк.
Слова Обломова про Душу были прекрасны. Почему диван победил, а книга живёт
Психоделический роман. Что же означает слово - психоделический? Это что-то искажающее реальность. Воздействие на ум разными способами: веществами, нейролингвистическими программированиями, гипнотичскими техниками.
Техника изложения в романе - не всеми была понята и роман дважды изымался из школьной программы, но усилиями передовых учителей и писателей - был возвращён.
Роман очень необычный. В мировой литературе нет подобного героя, который на протяжении почти всего изложения, не вставал бы с дивана.
Ленивого, полнеющего человека пытаются обмануть его друзья, после чего добрый друг спасает, но забирает его девушку
1859 год. Гончаров писал роман 10 лет.
Эти годы носят название "мрачное семилетие" и три года реформ. 1848 г - революция в Европе. Страх перед чужими революциями - порождает в России внутренний страх. В этот момент Было Петрошевское дело, дело Достоевского и прочие. Достоевский прочёл письмо Белинкого к Гоголю, за что попал в "мёртвый дом," провел три года на каторге, 4 года - в солдатах, долго восстанавливал и отстаивал право на творчество.
Русское общество в это время - молчит. Русская литература - молчит. И они поражена не страхом, а полным отсутствием новостей. Ничего попросту не происходит в стране.
"Обломов" пишется о том состоянии летаргического сна, в которое общество погружено. Илья Муромец тоже пролежал 30 лет и три года. Обломову - 35 лет.
Гончаров ловит и фиксирует состояние общества, которое спит и не может проснуться. Писатель и сам реагирует на это время, а спустя 10 лет пишет динамичную книгу "Обрыв."
Можно вспомнить фразу из "Блаженного Августина": "Господи, я мог бы уверовать в тебя, но вместо этого - продолжал спать каждую минуту."
Обломов понимает, что его засасывает бездействие, но ничего не может сделать. Психоделичность в том, что намеренно показана скука. В "Обломове" время не движется.
Средняя часть - метания Ольги: "Или Штольц, или - Обломов?"
Россия в это же время мучительно думает то же самое: "А может ни того и не другого, а вообще - Базарова?"
Скука имеет гипнотическое, психоделическое, забалтывающее значение
Сон Обломова в романе - тому пример. Классическая техника гипнотизёра. Потом идёт рассказ о том, чего быть не может. Люди ничего не делают, они в "Обломовке" даже не знают, что есть какая-то Москва и какой-то Петербург. Да нет же этого на самом деле!
Это такой транс, в котором можно поверить всему, что угодно.
И мы понимаем, что это - притча. Если бы реальный Обломов 10 лет пролежал, то он бы опустился совсем. Например у Манилова - произошло "разжижение мозгов."
А про Обломова написано, что он - самый чистый, самый добрый. Гончаров не любит социальный реализм, он пишет по своему.
Всё окружение Обломова имеет говорящие фамилии:
- Сам Обломов - обломался.
- Ольга Ильинская - принадлежит Илье Обломову, но уходит к Штольцу.
- Штольц - означает гордость, чванство. У Штольца зелёные глаза, как у Дьявола, у Мефистофеля - соблазнителя.
- Судьбинский (коллега Обломова) говорит: "Всё зависит от случая, от судьбы.")
- Тарантьев - тарантул много тарахтит и готовится укусить.
- Журналист Пенкин - пена, поверхностность, на которой всегда всё глупое и дешёвое. Пенка летает и со значением объявляет всякую ерунду.
Обломов находится в центре, а вокруг, как планеты вокруг Солнца, летают различные люди. Солнце - неподвижно.
Речь обломова о Душе:
"Нет, я не верю! Зачем мне это? Что вы мне показываете бездны! Вы мне покажите человеческую Душу живую, а разоблачения Ваши ни к чему не ведут. Всё это на поверхности. Вы мне покажите движение человеческого сердца!"
И в этом - сам Гончаров. Он не пишет реалистической прозы. Он пишет притчу. И в этой притче - он разбирается сам с собой, с собственным главным пороком - с сонливостью и невозможностью действия.
В конце книги появляется сам Автор, в виде господина, который спрашивает: "А что же за болезнь сгубила Илью Ильича?"
И Штольц отвечает: "Что за болезнь, говоришь? - Обломовщина."
Но начав бороться с собственным недугом, Гончаров полюбил своего героя и мы видим это в "хрустальной Душе Ильи," его мудрости, которая "держит мир."
Поругание бессмысленного действия в романе
- Судьбинский всё время работает, служит, но толку от этого нет никому.
- Тараньтьев суетится постоянно. То же самое - бессмыслица.
- Штольц очень бодро делает карьеру на протяжении книги. Но мы даже не знаем что он делает. Он разрулит ситуацию друга по блату, по знакомству с генералом.
- Осмысленной деятельности не видим.
Гончаров знает службу изнутри. Он поработал во многих местах.
Писатель об этом говорит в "Обрыве."
"Вся служба состоит в том, чтобы занять 50 человек, которых без этого некуда было бы девать, а если бы не надо было их занимать, то и службы бы этой не было бы. И государство от этого ничего бы не потеряло."
Что токое Обломовщина?
Это не физическая, не моральная болезнь, а - отсутствие мотивации. У Чернышевского роман называется "Что делать?" А Гончаров мог бы назвать роман "Делать нечего."
Слишком много нечеловеческих правил, чтобы ухватить мотивацию шевелиться. Приходится убивать время, либо забыть про Душу.
Что же такое Пшеницина?
Это кормовая жизнь, злачная.
Когда Обломов встречался с Ольгой он и выглядел прилично, и питался изысканными блюдами. Пшенициной присуща совсем другая, обильная еда: пироги, кулебяки и начинка из требухи. Это внутренности, чрево мира, куда проваливается Илья Обломов.
Умирает Обломов от ожирения сердца. А сердце - самое чистое и дорогое, что было в Обломове.
Больше нет у него возможности реагировать на мир, нет больше Души, её съел жир. Образованность и тонкость - всё съело чрево.
И дальше в "Обрыве" мы можем увидеть это запустение и такой же путь, где говорится о старом, прекрасном, но запущенном саде. Его аллеи плавно переходят в лесные, запутанные тропы, а те ведут к крутому обрыву.
И единственная надежда в романе - на Андрюшу, сына Ильи, которого Пшеницына, понимая, что не сможет дать хорошее образование сыну, отдаёт Ольге и Штольцу на воспитание.
Гончаров показал свою внутреннюю борьбу с "Обломовщиной."
Этот русский роман остаётся очень актуальным в любое время. И хорошо, что он сохранён, как очевидность, что любая медитация на диване - не достаточна без установки себе: "Вставай и делай дело," ведь именно так появилась эта прекрасная книга. И хорошо, что она есть.
Обломов - Штольц
Обломов - Штольц, как две опоры. Кого мужчине предпочесть?
Такие разные всё споры, а предпочтение всё же есть:
И Штольц нам кажется блестящим и восхитительным вполне,
Таким весёлым, настоящим, а жизнь у друга взял вдвойне.
Обломов, встань! Очнись, Обломов, иди навстречу тем ветрам,
Которые не в сводах дома, а в помощь посылают нам.
Не засыпай, сдаваясь буре, стремись встречать зарю, проснись.
Пускай закрыты всюду двери, отбрось уныние, стучись.
В создании - смысл. Пусть разрушают и отбирают, - смело жди,
Как жил "Солдатик оловянный"- предательство, огонь, дожди.
И победил, не спрятал тело, и знал: "Стоять, пускай нет сил!"
И все, казалось, потерял он. И все, чем жил он, - получил.
Мальчишки, думайте , мальчишки, есть чести правила.
Они, как мудрость вечны, живы вечно, спокойствием освящены.
Стихи из цикла: "Философские паутинки." Ина Ольф.
Благодарю за прочтение. Высказывайтесь. Подписывайтесь. Ставьте лайки. Будьте светлы и дружны.
https://www.youtube.com/@otkrytyurok/videos