Найти в Дзене
Старт Бизнес Клуб

ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

Цели обучения Перед  началом  обучения  возможны  три  варианта: 1. Учащийся  не  ставит  личных  целей  и  не  хочет  учиться 2. Учащийся  ставит  цель  получить  хорошую  оценку (заслужить  похвалу  родителей, учителей). Это  ложная  цель 3. Учащийся  стремится  к  получению  знаний  и  формированию  умений  для  того, чтобы  применить  эти  знания  и  умения  в  практической  деятельности. Это  вариант  постановки  истинной  цели -  обучение  для  применения Учебные результаты и возможные  последствия зависят  от  того, какой  из  трех  возможных  вариантов  выбрал  обучаемый. Первый  случай  самый  плохой.  Если  человек  не  хочет  учиться, научить  его  чему–нибудь  невозможно.  Для  получения  учебного  результата  требуется  желание  учащегося. Когда нет целей и отсутствует мотивация к обучению, учащийся не  прикладывает никаких  усилий  и  не  выполняет  учебные  действия, в  результате он  производит  впечатление  «тупого»  ученика  и  получает  плохие  оценки. Его за  это

Цели обучения

Перед  началом  обучения  возможны  три  варианта:

1. Учащийся  не  ставит  личных  целей  и  не  хочет  учиться

2. Учащийся  ставит  цель  получить  хорошую  оценку (заслужить  похвалу  родителей, учителей). Это  ложная  цель

3. Учащийся  стремится  к  получению  знаний  и  формированию  умений  для  того, чтобы  применить  эти  знания  и  умения  в  практической  деятельности. Это  вариант  постановки  истинной  цели -  обучение  для  применения

Учебные результаты и возможные  последствия зависят  от  того, какой  из  трех  возможных  вариантов  выбрал  обучаемый.

Первый  случай  самый  плохой.  Если  человек  не  хочет  учиться, научить  его  чему–нибудь  невозможно.  Для  получения  учебного  результата  требуется  желание  учащегося. Когда нет целей и отсутствует мотивация к обучению, учащийся не  прикладывает никаких  усилий  и  не  выполняет  учебные  действия, в  результате он  производит  впечатление  «тупого»  ученика  и  получает  плохие  оценки. Его за  это  наказывают, приклеивают  ярлык  «двоечника», вследствие  чего нежелание учиться еще больше усиливается. Негативные эмоции накапливаются, что вызывает у  обучаемого  вспышки  агрессии  по  отношению  к  школе  и  учителям.  Это  порочный  круг, из которого трудно выйти. Так формируются и закрепляются стереотипы  реактивного  мышления.

Второй  вариант – ложная  цель  обучения. В  этом  случае  учащийся  достигает  тех  целей, которые он ставит. Хорошую оценку можно получить и при отсутствии знаний. Существует  много способов обмана преподавателя (списывание, подсказки). Можно нагружать механическую память  и  заниматься зубрежкой, когда нет понимания.  Нет стимулов для развития способностей к обучению. Результат – «блестящее непонимание», которое не гарантирует успешной  профессиональной  деятельности  в  реальной  жизни.

Когда  человек  хочет  повысить  уровень  своей  компетентности  в  практической  деятельности,  он  ставит  перед собой истинные цели – обучение для применения. В школе такие ситуации  встречаются крайне редко. Очень трудно связать образовательный процесс с реальной жизнью, которая наступит для школьников через определенное количество лет. Поэтому истинные цели  ставят, как правило, взрослые люди, которые не удовлетворены уровнем своих знаний и хотят решить свои  профессиональные  проблемы.

Если  бы  в  школе  удалось  построить  учебно–производственную  модель, в  которой учащимся предлагались бы различные  виды  практической  деятельности  по правилам экономической игры, то было бы возможно строить учебный  процесс  на  основе  постановки  истинных  целей.

Когда  человек  очень  хочет  получить  новые  знания  и  точно  знает, как  он  их  будет  применять в своей жизни, он проявляет активность и инициативу в учебной  деятельности, он  справляется  с  любым  препятствием, которое  появляется  у  него  на  пути. Человек, который  ставит  перед  собой  истинные  учебные  цели  (получение  знаний  и  формирование  умений  для  применения  в  жизни)  организует  учебную  деятельность  в  соответствии  с  циклической  моделью  успешной деятельности.

Первая ступенька лестницы компетентности – НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. На этом этапе человек не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он этого не знает (область незнания не определена и не осознана). В эту область попадают все массивы информации, с которыми человек не пересекался в своей жизни и не получал соответствующей учебной информации (не видел, не слышал, не читал). Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретных навыков, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным и часто считает нужным давать советы профессионалам и судить их. Этот уровень компетентности обозначается цифрой «1».

Вторая ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Переход к этому состоянию происходит после того, как человек получает необходимую начальную информацию для определения и осознания области своего незнания (увидел, прочитал, услышал). Восприятие информации через органы чувств (сенсорные каналы) не означает, что человек чему-то научился. На этом этапе у него может возникнуть негативное убеждение о невозможности продолжения обучения. Причиной этих страхов является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Для формирования потребностей к обучению необходимо преодолеть подобные психологические ограничения. При этом можно вспомнить пословицу «Глаза боятся, а руки делают». Все начинается с первого шага. Необходимо  большие цели разложить на совокупность реально достижимых задач и начать действовать в соответствии с циклической моделью успеха, управляя самостоятельными учебными действиями. Этому способствуют специальные инструменты (табличные учетные формы): «Технологическая карта» и «Матрица системного анализа». Данный уровень некомпетентности обозначается в контрольном листе цифрой «2».

Третья ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ на уровне усвоения понятий (ОСОЗНАННЫЕ ЗНАНИЯ). Учебные действия, направленные на приобретение новых знаний – это прежде всего обработка исходной учебной информации и построение собственных моделей (конспектирование, структурирование, систематизация, выделение ключевых понятий и элементов, поиск дополнительной контекстной информации, визуализация, графическое кодирование, проектирование компонентов учебной среды и пр.)

Четвертая ступенька лестницы компетентности – ОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ на уровне умений (ОСОЗНАННЫЕ УМЕНИЯ). Неоднократно выполняя необходимые учебные действия и упражнения, человек надежно запаковывает учебную информацию в своем сознании и переходит на четвертую ступеньку лестницы компетентности. Для формирования умений необходимо выполнить тренировочные действия на основе выполнения упражнений, практических и лабораторных заданий. На этом этапе человек знает, как все это нужно сделать, но на практике вынужден концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки фрагментарны и не внедрены в область бессознательного.

На пятом этапе после интенсивных тренировочных и практических действий функции управления новым навыком уходят на уровень подсознания, освоенное умение становится привычкой, рефлексом (паттерном) и применяется человеком автоматически (на автопилоте), освободив наше внимание и оперативную память для восприятия новой информации. Эта ступенька лестницы компетентности называется – НЕОСОЗНАННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ и определяет уровень бессознательных автоматических навыков, необходимых для успешной профессиональной  деятельности.

---------------------------------------------------------------------------------

-2

Модульное и дистанционное обучение – это такие инструментальные формы организации учебного  процесса, когда участники учебного процесса работают с  программой, составленной из обучающих модулей, в режиме активного самообразования по вариативным образовательным маршрутам. Технологии модульного и дистанционного обучения дают возможность организовать процесс саморазвития и  самообучения, регулировать темп обучения и содержание учебного материала. При этом информационный учебный материал должен быть организован в виде четкой иерархической структуры и предоставляется во всех возможных кодах: графическом, числовом, символическом и словесном. К модульной учебной среде преподаватель может привязать различные образовательные маршруты и пошаговые алгоритмы учебных действий (типовые и индивидуальные).

Навыки самообразования и самостоятельной работы с различными источниками информации являются основой для развития способностей к обучению. Такой учебный процесс построен на самомотивации, является развивающим и формирует у участников учебного процесса навыки самоуправления учебной деятельностью. В модульном учебном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов, интерактивных учебных средств и элементов управления для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки управления, которые формируются у участников в цикле обучения, являются универсальными и переносятся на другие сферы жизни (управление своим здоровьем, эмоциональным состоянием, временем, денежными потоками, ресурсами, другими людьми и пр.).  Эффективность учебного процесса и качество обучения зависят от того, как организован канал обратной связи. Поэтому в модульной учебной среде должны быть предусмотрены инструментальные средства для мониторинга и системного анализа учебных действий. Для этого может быть использована форма чек-листа с возможностью автохронометража затрат учебного времени.

Перед  началом  обучения  рекомендуется  провести  самоанализ  и  определить  свое  состояние  по  отношению  ко  всем  фрагментам  учебного курса или обучающего модуля. Оценка состояния производится на основе использования понятия: «Лестница  компетентности» цифрами  1 - 5

После самодиагностики необходимо определить личные цели  с  учетом  полученной  информации  (цель – это  желаемое  новое  состояние).  Определение целей также производится на основе использования понятия «Лестница компетентности».

В модульном или дистанционном обучении участник организует учебную деятельность в соответствии с поставленными личными целями, используя для этого необходимое учебно-методическое и интерактивное программное обеспечение, указанное в контрольном листе и рекомендуемые алгоритмы учебных действий. Во время  выполнения  самостоятельных учебных действий требуется вести необходимые  учетные  записи  с  целью  сбора  данных  для  системного  анализа  учебной  деятельности (поля «И», «М», «Т», «П»).

«И» - осознанное чтение (восприятие) учебного материала с пониманием.

«М» - обработка учебой информации с целью усвоения знаний

«Т» - выполнение тренировочных учебных действий для формирования осознанных базовых умений

«П» - применение знаний и умений на практике и в цикле учебного проектирования для формирования  навыков и достижения неосознанного уровня компетентности.

На основе данных из технологической карты в конце цикла обучения производится системный анализ учебного процесса и учебных достижений. Выходные результаты учебного процесса становятся входными при переходе к следующему циклу учебной деятельности. При этом  производится  корректировка  учебных  целей.

В конце учебного цикла участнику учебного процесса предлагается написать небольшое сочинение (эссе), которое называется «ИСТОРИЯ УСПЕХА». Содержание этого сочинения может включать в себя следующие пункты:

  • Какие личные цели Вы ставили перед началом изучения модульного  курса?
  • Какие учебные и проектные действия Вы выполнили дома в свободное время
  • Как Вы считаете, получен ли положительный эффект от учебных занятий, достигнуты ли те цели, которые были поставлены? Что этому способствовало?
  • Что не удалось реализовать в учебном процессе? Почему?
  • Какие проблемы возникали во время учебных  занятий. Какие причины этих проблем Вы видите? (недостатки учебной программы, дефицит учебного времени, материальное обеспечение, качество преподавания, ваши внутренние ограничения …)
  • Какая часть курса вызвала у Вас наибольший интерес?
  • Что было самым трудным в процессе обучения?
  • Сформулируйте вопросы – что Вы не поняли в учебном курсе?
  • Что Вы будете делать с тем учебным материалом, который  не поняли на учебных занятиях?
  • Какие элементы учебного курса Вы можете практически применить в своей жизни и  профессиональной деятельности.
  • Что Вам больше всего понравилось в системе обучения и в учебной программе?
  • Что Вам не понравилось в организации учебного процесса? (Что Вы не принимаете? С чем Вы не согласны? Что вызывает у Вас негативные эмоции?).
  • Ваши предложения по формам и методам обучения  (что Вы можете предложить для повышения эффективности и качества обучения? Что необходимо изменить в содержании курса и в образовательной технологии?)