Найти тему

РАЗРЕШИТЕ НАДЕТЬ ОЧКИ!

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки

Наверняка, многим знакома эта басня Крылова «Мартышка и очки», в которой основной упор сделан на неумение невежд обращаться с нужными и полезными вещами.
При этом «заведение очков» – штука, понятное дело, небыстрая. Для этого нужно было минимум обратиться к специалисту и собственно изготовить этот оптический прибор. А вот использование их – сейчас личное дело каждого.
Сколько времени Вам потребуется, чтобы надеть очки? Считанные секунды, может 2-3, не более, ответите Вы. При этом, никого, естественно, никого не надо спрашивать – надел и всё!
Тем не менее, в середине XIX века процесс получения официально одобренного «разрешения носить очки» занимал более месяца!


****

Так,
6-го июня 1855 года командир Киевского батальона военных кантонистов половник К.Ф. Десимон направил в Департамент Военных Поселений рапорт, в котором «покорнейшей просил» руководство дать согласие на ношение очков его подчинённым:
«… чиновник вверенных мне батальонов коллежский регистратор Анисимов от долгого занятия письменной частью по канцелярии, а в настоящее время по классам, имеет заметную мутность глазных влаг, слабость зрения, так, что без помощи предохранительных очков затрудняется в своих занятиях и, вследствие чего, представляя при сём в Департамент Военных Поселений медицинское свидетельство и формулярный о службе его список, имею честь покорнейшей просить, в разрешении о дозволении носить ему предохранительные очки…» .
В приложенном к рапорту медицинскому заключении, заверенном старшим лекарем коллежским советником Лукиным
20-го мая 1855 года, говорилось, что
«… Вследствие предписания командира Киевских батальонов военных кантонистов г. полковника и кавалера Досимона от 11-го мая с.г. за № 3886 и в присутствии онаго же командира, произведено освидетельствование в болезненном состоянии органы зрения чиновника оных батальонов коллежского регистратора Ивана Анисимова и найдено, что у него в обоих глазах от долгих письменных занятий
Для отвращения чего, на будущее время находим необходимым, кроме соблюдения предохранительных мер для глаз, при исправлении служебных обязанностей, носить ему очки, в чём свидетельствуем подписом и приложением казенной печати»
.
Согласно приложенному к рапорту формулярному списку, учитель арифметики в нижнем классе
Иван Петров сын Анисимов, 43-х лет, происходил из солдатских детей. Обучался в С.-Петербургском батальоне военных кантонистов. В военную службу вступил 26-го июня 1834 года – назначен учителем в Витебский батальон военных кантонистов. Получал жалования 85 руб. 72 коп. в год серебром .
В докладе по Военно-учебному отделению Департамента Военных поселений от
28-го июня за № 1730, где испрашивалось позволение Военного Министра князя В. А. Долгорукова, говорилось, что «коллежский регистратор Анисимов в службе 21-й год, в настоящем чине 1-й год. В походах, штрафах и под судом не находился. Аттестуется одобрительно» .
На это, 30-го июня, была наложена резолюция Долгорукова: «согласен».
А спустя неделю,
7-го июля, глава Департамент Военных Поселений генерал-лейтенант барон Г. Ф. Пилар-фон-Пильхау предписал Командиру 2–й Учебной бригады, «дозволить учителю … коллежскому регистратору Анисимову, по слабости зрения, носить очки» .