Найти тему

Видение нового Иерусалима

Автор: протоиерей Геннадий Фаст

„И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” (Откр. 21:1). Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление её к лучшему, как говорит апостол: „сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8:21). И божественный псалмопевец говорит: „как одежду, Ты переменишь их – и изменятся” (Пс. 101:27). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но освобождение от ветхости и морщин. …Нужно заметить, что о небе и земле сказано: „миновали” вместо „изменились”, как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почёл он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему. О море же сказал: „и моря уже нет”. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему или перевозить по нему в отдалённые места произведения земли? К тому же если море означает бурную и волнующуюся жизнь — и тогда не будет в нём нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого возмущения или страха. Подтверждает это мнение и Василий Великий, объясняя изречение Исаии: „Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу” (Ис. 44:27). „И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Апок. 21:2).

Он видел Святой Иерусалим новым; новизна – знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших бесплотных Сил нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: „подобно камням в венце, они воссияют на земле Его” (Зах. 9:16), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом как обитель Царственной Троицы, ибо в нём обитает и ходит Она, по обетованию (1 Кор.6:16). Невестой же называется как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу (Пс.44:10), славу и красоту в разнообразии добродетелей.