"Нам нужен второй Босфор", - объявил своим согражданам будущий президент Турции, тогда еще премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. - Обойдемся без кредитов, покажем миру, на что способна наша великая держава". "Тринадцать миллиардов долларов, и все из нашего кармана! - возмутились граждане Турции. - Да это чистое безумие!" Особенно недовольны строительством Стамбульского канала жители столицы, считающие, что "сумасшедший проект" грозит загрязнением источников пресной воды, уничтожением и без того редеющих лесов и может вызвать наводнения, которые затопят прибрежные районы Стамбула, как затопили они в древности античные города.
И все-таки анонсированный еще в "нулевые" проект строительства Стамбульского канала стал реальностью благодаря настойчивости Эрдогана, грезящего о возрождении Великой Турции. Правда, из-за финансовых проблем его строительство завершится не в 2023 году (год столетнего юбилея Турецкой республики), а уже в 2027 году - через 6 лет после торжественного старта стройки в присутствии самого президента.
Так кому же нужен этот проект, против которого выступает 80% населения Стамбула? И какие неприятности он может принести Анкаре?
Дублер Босфора пополнит турецкую казну
Впервые идея строительства Стамбульского канала, соединяющего Черное и Мраморное моря и превращающего Стамбул в подобие острова, родилась в 16 веке в голове другого любителя мегапроектов - султана Сулеймана Великолепного, но так и осталась на бумаге из-за чрезвычайной дороговизны и трудностей технического характера.
Технический прогресс 20-21 века сделал самые безумные фантазии реальностью, а интенсивность морского трафика через Босфор и происходящие в проливе аварии торговых судов поневоле заставляют искать пути его разгрузки.
Ожидается, что строительство Стамбульского канала, истощающее и без того проблемный турецкий бюджет, будет приносить стране 6-8 миллиардов долларов в год не только за счет оптимизации трафика. Ведь проход по каналу станет платным, в то время как Босфор признан достоянием человечества и торговые суда преодолевают его совершенно бесплатно, заплатив только турецкому лоцману.
Между тем Египет, построивший свой Суэцкий канал еще в 19 веке, зарабатывает на нем около 5 миллиардов долларов в год, хотя строительство этой рукотворной водной артерии потребовало фантастических по тем временам сумм и стоило жизни сотням рядовых строителей, которые были раздавлены примитивными механизмами или просто сорвались в воду. Человеческих жизней в ту эпоху никто не считал.
Это сегодня противники строительства Стамбульского канала подсчитывают риски наводнений и землетрясений, а заодно и ущерб, который может быть нанесен биологическому разнообразию Мраморного моря и убыток, который может быть причинен туристической отрасли.
"Чепуха, все риски исключены!" - утверждают исполнители проекта, рисуя перед воображением скептиков поражающую воображение панораму 45-километрового канала и восхищение, которое будет вызывать это феерическое зрелище у туристов.
Конвенцию Монтрё - в отставку!
Еще одной предпосылкой строительства Стамбульского канала, который уже сравнивают с величайшими архитектурными сооружениями древности вроде египетских пирамид, связана с геополитикой 80-летней давности - с подписанной Турцией конвенцией Монтрё, которая запрещает вход в Чёрное море военным кораблям определенного тоннажа более чем на 21 день. Исключение сделано, лишь, для черноморских держав, к которым принадлежат Турция и Россия.
Но ограничения конвенции Монтрё не касаются Стамбульского канала, так что Турция сможет обойти навязанные великими державами ограничения. А поскольку эта страна является членом НАТО и стремится в ЕС, планы грезящих о возрождении Великой Турции амбициозных политиков вызывают законное беспокойство России.
Недовольны опасными замыслами Анкары и находящиеся на заслуженном отдыхе турецкие флотоводцы, считающие, что попытки изменить геополитический расклад принесут Турции не выгоды, а новые неприятности и могут поссорить её не только с Россией, но и с США, недовольными излишней самостоятельностью строптивого союзника.
А пока что строительство Стамбульского канала идёт полным ходом, хотя его и сопровождают слухи о коррупции, всё сильнее разжигающие народное недовольство. Будет ли завершён этот проект в назначенный срок или его скорректирует мировой экономический кризис (большая политика, экологические риски, которые станут ещё актуальнее после недавнего чудовищного землетрясения)? Это мы увидим в ближайшие годы, которые гарантированно преподнесут Турции и другим черноморским державам немало сюрпризов.