Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

Типаж у вас неподходящий. Как советские звезды пробивались к славе

Оглавление
   Екатерина Савинова, Юрий Никулин, Владимир Меньшов, Ирина Муравьева, Савелий Крамаров, Нина Усатова.
Екатерина Савинова, Юрий Никулин, Владимир Меньшов, Ирина Муравьева, Савелий Крамаров, Нина Усатова.

Героиня фильма «Приходите завтра», певица-самородок Фрося Бурлакова, вынуждена была «пробиваться» в академию имени Гнесиных — она приехала из своей Сибири, когда экзамены были давно позади, а преподавателям было явно не до нее. Правда, настойчивость молодого дарования все-таки позволила пробить себе дорогу — как и сыгравшей эту роль актрисе Екатерине Савиновой, часть фактов из биографии которой была использована во время написания сценария. Савиновой тоже пришлось буквально пробиваться в люди — в первый год (это был военный 1944-й) она опоздала на экзамены во ВГИК, потом все же поступила, но была отчислена — мастер курса решил, что она подходит для театра, а не для кино. И лишь с третьей попытки настойчивой девушке удалось получить диплом — который, впрочем, не гарантировал безоблачной карьеры.

С похожими трудностями сталкивались многие актеры, которые были настоящими звездами советского кино. Конечно, отбор на творческие специальности всегда был жестким — заявления подают многие сотни, принимают считанные десятки. И лишь настойчивость, похожая на ту, что показали Савинова и ее героиня, могла помочь сбыться мечте.

Юрий Никулин

Один из немногих актеров, сумевших пробиться в профессию через цирк. Никулин вырос в актерской семье, после школы был призван в армию и восемь лет воевал. После демобилизации пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но его не взяли — приемные комиссии посчитали, что у абитуриента нет актерских способностей. Никулин отучился в школе-студии разговорных жанров при цирке на Цветном бульваре, работал клоуном, был ассистентом у знаменитого Карандаша, потом — прославился в паре с Михаилом Шуйдиным. В кино он все-таки попал, вопреки мнению режиссера Сергея Юткевича из приемной комиссии ВГИКа, который считал его типаж неподходящим — в 1958-м, в 36 лет, сыграл небольшую роль в фильме «Девушка с гитарой». Сейчас чаще всего вспоминают комические роли Никулина — например, в трио с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым из комедий Гайдая, но сам актер был очень разноплановым, а в его фильмографии есть драмы «Ко мне, Мухтар!», «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» и «Чучело».

Владимир Меньшов

Единственный советский оскароносный режиссер во ВГИК попал не сразу. Первая попытка после школы закончилась провалом — и Меньшов работал токарем, шахтером, матросом, причем в самых разных городах СССР. Через год его взяли во вспомогательный состав драматического театра в родной Астрахани, но потребовалось еще три попытки, чтобы начать учиться на актера настоящим образом — лишь в 1961-м он поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ, а после нее почти сразу же — в аспирантуру на кафедре режиссуры ВГИКа, которую вел Михаил Ромм. Актерская фильмография Меньшова обширна, но чаще ему доставались роль второго плана; режиссерская — не такая внушительная, всего несколько картин, но среди них — по праву входящие в наш золотой фонд «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли».

Ирина Муравьева

У Муравьевой не получилось пробиться в актерскую профессию ни с первого, ни со второго раза. После школы ее не приняли ни в один из соответствующих вузов, та же ситуация повторилась и через год; она вспоминала, что у нее был дефект речи, от которого пришлось избавляться. И заходить в актерство сбоку — Муравьева поступила в студию при детском театре (сейчас — РАМТ), а после учебы вошла в состав его труппы. Вела передачу «Будильник», играла на сцене театра имени Моссовета, заочно все-таки отучилась в ГИТИСе, но к тому времени Муравьева уже прославилась. Ее запомнили по ярким ролям в «Москва слезам не верит» Меньшова и «Карнавале» Татьяны Лиозновой. Муравьева стала лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» и получила Госпремию СССР.

Савелий Крамаров

Скорее всего, Крамаров и сам знал, что внешность у него не самая стандартная — но именно она помогла ему стать любимцем зрителей. Правда, случилось это не сразу. После школы в театральный институт его не приняли, он отучился в политехническом и стал дипломированным озеленителем. Но мечта о кино никуда не делась — и Крамаров реализовал ее не самым простым способом: разослал свои фото по киностудиям и уже в конце 50-х начал сниматься достаточно активно, хотя, конечно, лишь в небольших характерных ролях. Но со временем и роли становились побольше — например, в «Сказке о потерянном времени» он сыграл одного из главных героев, и приглашений становилось больше. Прославился он после «Неуловимых мстителей», где фраза его героя, анархиста-бурнаша («А вдоль дороги — мертвые с косами стоять»), моментально ушла в народ, причем именно в той интонации, которую выдал актер. Были в карьере Крамарова и другие удачные роли — одноглазый шахматист из Васюков в комедии Леонида Гайдая «12 стульев», дьяк Феофан в «Иван Васильевич меняет профессию» и, разумеется, Косой из «Джентльменов удачи». В начале 80-х Крамаров уехал в США, снялся в нескольких фильмах («Москва на Гудзоне», «Красная жара», «Танго и Кэш»). Умер от рака в 60 лет в 1995 году. В театральный, кстати, его все-таки приняли — он поступил в ГИТИС в 1972-м, уже будучи известным на всю страну.

Нина Усатова

Как и героиня «Приходите завтра», Усатова приехала покорять Москву из Сибири — из Кургана, в котором ходила в школу. Но первая попытка оказалась неудачной, вторая тоже... Она работала на суконной фабрике, была директором Дома культуры, а мечту сумела воплотить в жизнь лишь с пятого раза — в 1974-м, в 23 года поступила на режиссерский факультет Щукинского театрального училища. После его окончания играла на сцене Молодежного театра в Ленинграде, в конце 80-х ее приняли в труппу БДТ, она много снималась в кино, сыграла роли в фильмах «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Фонтан», «Окно в Париж», «Мусульманин», «Легенда № 17», «Экипаж». У нее множество наград — как театральных, так и за работу в кино, Госпремия РФ, а звание народной артистки России Усатова получила в 1994 году.