Это один из серии обзоров общественных пространств Тольятти, созданных в 2020 году (фотографии оттуда же) в рамках общественного медиапроекта #маета. Все тексты этого проекта строятся по единой структуре (ПЛАН - ПРОЕКТ - ПОДРЯД - ПОЛЬЗОВАНИЕ), главное содержание проекта - фотоальбом с авторскими комментариями, текст играет лишь вспомогательную роль. Первоначальная публикация от 16.10.20 размещена в запрещенной соцсети, здесь публикуется освеженная автором версия.
ПЛАН
Центральный парк - одно из старейших общественных пространств Тольятти, задуманное как типичный советский парк культуры и отдыха. Это значило - аттракционы для детей, места тихого отдыха - для трудящихся, а также места для танцев, спорта и митингов.
Стоит отметить, что парк устраивали в чистом поле, там, где до того, по свидетельствам современников была посадочная площадка для самолетов.
Так что парк - пример ноосферного объекта: там, где была пустая земля/поля, усилиями людей возник сад. Для растущего района парк оказался маловат, но зарезервированную под его продолжение площадь за ДК "Тольятти" (в терминологии идиотов от строительства - пустырь) довольно спешно застроили в уходящие нулевые. И продолжают, несмотря на протесты жителей. Единение.
ПРОЕКТ
К историческому проекту парка доступа у меня нет, но судя по данным источников он был разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом «Гипрокоммунстрой» в 1953 году (автор проекта - С.В. Черепнин). Предусмотрены актуальные на тот момент аттракционы и зоны, но главным было озеленение и дорожно-тропиночная сеть.
Три улицы города сходились к площади через парк, и каждая парковая аллея приобрела собственные черты. Аллея Карла Маркса - березовая, две другие - тополиные, на центральной аллее - естественный для времени памятник Ленину (впрочем, он был туда перенесен в 1979 году).
Высаживали деревья в парке горожане. Глядя на архивные фото, можно видеть, что высаживали в т.ч. крупномеры (деревья выше 3 м).
Построены 2 классических павильона, один из которых до сих пор остается шахматным клубом. Впоследствии аттракционы менялись, но озеленение и приоритеты (отдых с детьми и тихий отдых) оставались неизменными. Появились и исчезли: "Колесо обозрения", серия деревянных скульптур Виктора Балашова. Были сквозные маршруты железной дороги, комната кривых зеркал, колесо обозрения, залы видеоигр... в каждую эпоху свое. Хронологию жизни парка по материалам тольяттинского городского архива можно посмотреть, например, здесь.
ПОДРЯД/РАЗВИТИЕ
Как ни странно, парку с подрядчиками везло. Даже выполненное в 00-е озеленение рядом с Аллеей строителей гармонично и многообразно. В течение многих лет поддерживали зеленые насаждения в парке зеленстроевцы (и ныне исчезнувший совхоз "Декоративные культуры").
Не повезло парку в момент вырубки деревьев. Мгновенно одно из самых зеленых городских пространств превратилось в пустырь.
Постепенно разрушалось твердое покрытие. В 90-е дирекция парка (директор на тот момент - азербайджанец Нурали Забитович Асадов) превратилась из небольшого павильона в глухое кирпичное здание, способное выдержать атаку автоматчиков. Закрылись угловые киоски.
В 2007 году парк пытались приватизировать по обычной для тех лет схеме - сначало ОАО с полным пакетом у муниципалитета, потом продажа пакета.
В Тольятти продолжается приватизация объектов муниципального имущества. В частную собственность перейдет Центральный городской парк культуры и отдыха. Его новый владелец ОАО «Сити Парк» после завершения процесса приватизации планирует провести реконструкцию имущества и площадей парка.
https://www.samru.ru/society/novosti_samara/25521.html
Удивительно, но против выступил депутатский корпус:
Часть территории со стороны ул. Гагарина подверглась самозахвату продавцов цветов, выселить которых оттуда долго не удавалось (в итоге, году в 2021 они переехали к северному фасаду ДК "Тольятти).
В 2005 возник памятник Скорбящему ангелу - один из немногих (и, наверное, самый крупный) памятник Тольятти, напоминающий о цене больших строек - жертвах репрессий. Вскоре после этого престарелое новое поколение городских строителей сделало финт ушами и объявило закладной камень памятником строителям, перетащив его с площади на аллею Карла Маркса с минимальным изменением.
В 1995 году аллея ул. Победы обрела понятный смысл, став аллеей ветеранов. В новогодние праздники аллеи украшались елками, позже эта традиция сошла на нет. Танцплощадка закрылась окончательно в конце 00-х. Часть аттракционов в парке обновилась, на месте тира возникло кафе-шашлычная, бывший павильон кафе-мороженого стал блинной (впрочем, мороженое и десерты там тоже подают). При помощи сначала одного из городских банков, а затем и города обновилась спортивная площадка рядом с зеленой эстрадой. Часть павильонов раскрасила команда Сергей Рыбкин в рамках акции "АРТСОСтояние". С подачи мэра Уткина посреди вырубки, на солнцепеке, появилась избушка, где за забором - скотный двор. Возник странноватый кружок из мелких деревянных скульптур (не Балашов), небольшая каштановая роща, посаженная при содействии Борис Цирульников.
Колесо обозрения демонтировали, памятник Ленину остался. Компания "Другой телеком" провела в парк беспроводной интернет, а город поставил очень ограниченное видеонаблюдение. Возник странный указатель, а переходы с Победы и Карла Маркса по инициативе ГИБДД оказались загорожены "спинками от кроватей". После введения одностороннего движения по Карла Маркса исчезла остановка "Космос", вдоль Карла Маркса появились павильоны, среди которых сейчас лидируют пивные, шаурмятни и быстроденьги.
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
В целом пользователи парка - народ спокойный и адекватный. Парочки слишком заняты друг другом, чтобы заниматься направленным вандализмом. Пенсионеры тоже довольно спокойны (за исключением любителей поворовать посаженные цветы). От молодежи достается Ангелу, часть пространства разбита. Спортсмены занимаются на своей площадке и весьма довольны.
Бич пространства - велосипедисты и скейтеры, облюбовавшие памятник строителям и немного - Ангела.
Интересным опытом использования пространства стал фестиваль "Клумба" в 2019 году.
Зеленая эстрада продолжает быть востребована учреждениями культуры.
Камо грядеши?