Жозе Сарамаго, «Слепота» (1995 г.).
Входит в условный цикл «Слепота и (Про) зрение».
Жителей безымянного города безымянной страны поражает загадочная эпидемия слепоты. В попытке сдержать ее распространение власти вводят строжайший карантин и принимаются переселять всех заболевших в пустующую загородную больницу, под присмотр армии. Главные герои романа — не уберегшийся от болезни врач-окулист и его жена, имитирующая слепоту, чтобы остаться с мужем, — ищут крупицы порядка в мире, который неудержимо скатывается в хаос...
Нора Кейт Джемисин, цикл «Расколотая земля».
1. Пятое время года (2015 г.).
Так погибает мир. Снова. В один-единственный день случились сразу три ужасные вещи. Эссун, женщина, живущая простой жизнью в маленьком городке, придя домой, обнаруживает, что её муж жестоко убил их сына и похитил их дочь. В это же время могущественная Санзи (Sanze) – мировая империя, чьи изобретения ложились в основу цивилизации тысячи лет – рушится; большая часть её граждан убита, их смерть служит местью для безумца. И что хуже всего, в сердце бескрайнего континента, известного под названием Спокойствие (Stillness), огромный красный разлом разорвал землю, извергнув столько пепла, что хватит закрыть небо на годы. Или на века. Теперь Эссун должна преследовать обломки своей семьи по бесплодной, умирающей земле. Без солнечного света, чистой воды, плодородной земли, имея лишь небольшие запасы, Спокойствие (Stillness) вскоре будет охвачено войной, и это будет битва народов не за власть или территорию, а просто за основные ресурсы, чтобы пережить эту долгую тёмную ночь. Эссун наплевать, даже если мир вокруг неё развалится на части. Она сама его разрушит, если понадобится, чтобы спасти свою дочь.
2. Врата Обелиска (2016 г.).
Так погибает мир… В последний раз. Тени сгущаются, цивилизация вступает в долгую холодную ночь. Алабастер Тенринг – безумец, сокрушитель мира, спаситель – вернулся с миссией: подготовить свою преемницу, Эссун, и этим навсегда определить судьбу Спокойствия. А ещё остаётся пропавшая дочь в руках врага. А ещё остаются обелиски и древняя тайна, наконец близкая к разрешению. Спокойствие – это стена, противостоящая силе вещей, искра надежды, давно погребённая под слоем пепла. Но её не погасить.
3. Каменные небеса (2017 г.).
Так погибает мир… В последний раз. Луна вскоре вернется. Знаменует ли это гибель человечества или что похуже, зависит от двух женщин. Эссун унаследовала силу Алабастера Тенринга. С её помощью она надеется найти свою дочь Нессун и создать мир, в котором каждый орогенский ребенок может расти в безопасности. Для Нессун власть её матери над Вратами Обелиска запоздала. Она видела зло этого мира, и приняла то, что не признаёт ее мать: что прогнило, нельзя очистить. Только уничтожить.
Роджер Желязны, «Долина проклятий» (1969 г.).
Америка после атомной войны. Люди понемногу пытаются наладить хоть какое-то подобие цивилизованной жизни. А главарь байкерской банды «Ангелов» Черт Тэннер, смутьян и наркоторговец, попадает в переплет, из которого у него только два выхода: либо до конца дней своих сесть в тюрьму, либо стать героем….
Саймон Кларк, «Ночь триффидов» (2001 г.).
Входит в условный цикл «Триффиды».
Роман является продолжением «Дня триффидов» Джона Уиндема. Действие происходит спустя 25 лет после событий первого романа. Триффиды за это время ускоренно развивались. Появились растения огромного роста, с зачатками разума и органов чувств. Англичане скрываются от них на острове Уайт. Это же делают и американцы, перед лицом опасности построившие в своей стране дикую смесь тоталитаризма с обществом безудержного потребления.
Андрэ Нортон, «Сын Звёздного человека» (1952 г.).
2250 Год от Рождества Христова. Планета Земля через двести лет после атомной войны. Подросток-мутант Форс отправляется в полное опасностей путешествие в долину, населенную враждебными племенами и звероподобными чудовищами, чтобы стать настоящим мужчиной и заслужить почетное звание Звездного Человека... Так начинается «Сын Звёздного человека», первый научно-фантастический роман Андрэ Нортон, принесший ей не увядающую до сих пор славу.
Сергей Лукьяненко, «Атомный сон» (1989 г.).
Земля после ядерной войны, цивилизация угасает, кругом банды, много мутантов. Чтобы выжить в этих условиях мальчишки объединились вокруг жестокого человека по имени Элдхауз. За несколько лет он сделал из них Драконов — сильных, выносливых, максимально приспособленных и самых бесчеловечных. Именно безжалостность и одиночество должны стать визитными карточками Драконов, жестоких, бесстрашных и непобедимых. И вдруг одному из них — Драго встречается Майк — человек из подземного центра управления, хорошо вооруженный, но совершенно не приспособленный к жизни на поверхности. В обмен на оружие и боеприпасы Драго согласен проводить Майка к Скалистым горам, а это сто миль по враждебному обоим лесу. У них разные цели и взгляды на жизнь, но идти навстречу смерти теперь им придется вместе.
Симон Бельский, «Под кометой. Высеченные на камне записки очевидца о гибели и разрушении Земли» (1910 г.).
В небе Земли появляется грозная комета, несущая смерть и разрушение. Она все ярче разгорается на небесводе, но, ни погрязший в интригах парламент; ни коррумпированная пресса; ни ученые, для которых наука стала чем-то вроде шаманства не хотят замечать надвигающуюся катастрофу...
Роберт О'Брайен, «Z — значит Захария» (1974 г.).
Мира, который она знала, больше нет. Ядерная война унесла всех ее близких. Шестнадцатилетняя Энн Бёрден осталась совсем одна в изолированной долине, окруженной горами… а может, и на всей планете. Ужасно, не правда ли? Но по прошествии года Энн убеждается, что ошибалась. И что даже в этом изуродованном, вывернутом наизнанку мире может быть кое-что пострашнее одиночества.
Курт Воннегут, «Колыбель для кошки» (1963 г.).
Послушайте — когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад... Тогда, когда все были молоды… Послушайте — мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины — несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутывалась все сильнее — как дикая, странная игра по имени «Колыбель для кошки»...
Гарт Эннис, «Бродяга, Рыжий, Чарли» (2013-2014 гг.).
Человечество на грани исчезновения. По некой загадочной причине люди сходят с ума и принимаются остервенело кончать с собой, утягивая вместе с собой себе подобных. Посреди этого безумия сохранить рассудок удаётся лишь животным. И вот три закадычных друга пускаются в путешествие по раздираемому загадочной чумой миру.