Без тюбика для краски не было бы ни Сезанна, ни Мане, ни, может быть, импрессионизма. (Пьер-Огюст Ренуар)
Помните, как звали художника из книг Николая Носова о Незнайке? -Тюбик! Что же такого в этом предмете, что писатель в честь него наименовал персонажа-художника? Об истории и значении тюбика для краски рассказывает член АХП Мария Веременко.
Человек заходит в магазин художественных материалов и его глаза разбегаются при выборе кисточек, бумаги, карандашей и, конечно, красок. Художники уже давно не изготавливают краски самостоятельно, за исключением экспериментальных целей, однако ещё в 19 веке (да и вначале XX) живописцы создавали краски самостоятельно из пигментов и связующих веществ.
Когда-то для транспортировки красок использовали стеклянные колбы и свиной мочевой пузырь. Но пленэрная живопись набирала популярность, и в 1841 Джон Гофф Ренд, американский художник, запатентовал прообраз современной тубы (тюбика) для хранения краски. Таким образом маленькое изобретение американского художника разделило историю изготовления красок на до и после создания тюбика. Именно благодаря тубе началась новая эпоха в разработке материалов для художников. Патент на изобретение сразу же был выкуплен у Джона Ренда лондонской компанией по производству художественных материалов, Winsor & Newton. Как только патент был получен, Winsor добавила к конструкции Ренда винтовую крышку. Так и родился тюбик с краской. Во второй половине 19 века масляные краски в тюбиках начали выпускать такие европейские компании как Winsor & Newton, Schmincke, Lefranc & Bourgeois. Первые тюбики изготавливали из олова и свинца, позже в их производстве спользовали алюминий и пластмассу. Этот способ хранения красок был очень экономичным, так как позволял использовать весь находящийся в нём краситель до последней капли.
В эпоху художников-импрессионистов краски в тюбиках стали важной основой для нового направления в живописи: краска из тюбика была более пастозной и вязкой, в отличии от других красителей, что требовало изменений в технике написания картины. Клод Моне часто наносил краску прямо из тюбика, используя знания о цветовой гармонии, он смешивалкраски на холсте».
В период расцвета постимпрессионизма краски в тюбиках появились в производстве крупных компаний и в лавочках частных продавцов красок, например Жюльена Танги. Продавец так любил живопись, что готов был отдавать бедным художникам краски в обмен на картины. У Танги покупали материалы Камиль Писсаро, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек и Винсент Ван Гог.
Вероятно, и в России, в начале XX века магазин купца Аванцо в Петербурге предлагал краски в тюбиках. Во всяком случае, здесь можно было приобрести краски английских, немецких компаний, а каталог красной масляной краски включал более 70 наименований. А основанная на базе уникального завода лаков и красок Ю. Фридлендера (1900) «Невская палитра» со времени открытия производства художественных красок в 1934 году так же выпускает масло в тубах.
С появлением тюбика пленэр стал обязательной практикой для каждого художника. Основы пленэрной живописи входят в состав всех образовательных программ специалистов-художников. Это изобретение позволило многим мастерам написать свои работы на свежем воздухе.
Мария Веременко
Статья также была опубликована в нашем журнале "Пленэр".