Каждый семестр в колледже проводятся молитвенные дни. В эти дни обычно никто не учится. Все стараются оставить суету и, проникнувшись темой молитвы, рассуждать о себе и своих отношениях с Богом.
В перерывах между общениями я вышел на Кубань. Читая Библию, размышлял о своей жизни, пытаясь разглядеть в знакомых строчках Писания что-нибудь новое, говорящее прямо в сердце. Иногда, отрываясь от текста, я смотрел то на проплывавшие по небу облака, то на вывороченные коряги и стволы поваленных на берегу деревьев. Все было серо, по-осеннему уныло, навевало какую-то тяжелую грусть. Никакого вдохновения и откровения.
И вдруг мой взгляд остановился на серых точках на реке. Это были чайки. Широкие воды Кубани не спеша катились к морю, увлекая за собой палки, обрывки бумаги, крутя в водоворотах листья. Но чайки оставались неподвижными, на одном месте. Они будто бы держались лапами за дно, противостав течению. Естественно, этого быть не могло, так как глубина на середине реки была в несколько метров.
Я разглядывал чаек, качавшихся на волнах, пытаясь понять причину их неподатливости течению. И вдруг меня посетила мысль, ставшая потом единственным приемлемым объяснением происходящего. Чайки гребли лапами под водой, плывя навстречу течению. Казавшиеся неподвижными со стороны, они в действительности совершали напряженную, невидимую работу. И все это лишь для того, чтобы остаться на месте, чтобы не уплыть по течению вместе с палками и обрывками бумаги. Чайки, в отличие от всех несомых водой предметов, являлись живыми существами, упорно пытавшимися противостоять реке. У них была своя цель, они хотели оставаться там, на середине реки, и поэтому боролись.
Это было откровение для меня. Там, на берегу осенней Кубани, я понял, что для того, чтобы просто быть христианином, не выдаваясь особыми деяниями, нужно усиленно грести против течения жизни. Что под спокойствием и однообразием честной, благочестивой жизни на видимой людям поверхности бытия скрывается невидимая борьба. Борьба с восстающими на душу искушениями, с гордостью и эгоизмом, страстями и мелкими похотями. С постоянным желанием замереть, отдохнуть, расслабиться, поплыть по течению, отдавшись настроениям и обстоятельствам. Эта борьба и есть единственная возможность быть святым человеком. Так будет до тех пор, пока Господь не вознесет нас из этой реки жизни.
Чайки на реке. Маленькие, серые комочки на мутной глади воды. Просто живущие и просто борющиеся... Как вы похожи на меня! Как я хочу быть похожим на вас.
Специально для «Х.Г»
Владимир Ворожцов, преподаватель КЕХУ