Найти тему

Эксклюзивное интервью Лидии Кравченко: мамы 12-летнего гения программирования

Лидия Кравченко, прочитав публикацию на канале «Алиса Теплякова & Александр Кравченко», связалась со мной и согласилась ответить на несколько вопросов.

Напомню, Саша Кравченко рано начал проявлять способности к наукам, в четыре года демонстрировал необыкновенные знания по химии, не по возрасту был силен в математике, физике. Сейчас он участвует как программист во взрослом научном проекте, но учится при этом в 6 классе государственной школы.

Александр и Лидия Кравченко. Из семейного архива семьи
Александр и Лидия Кравченко. Из семейного архива семьи
  • 1. Вы как-то говорили, что одаренные дети встречают постоянное сопротивление, они «никому не нужны». Сейчас что-то изменилось?

«Это неоднозначный вопрос. Я вижу, что в целом интерес и внимательное отношение к таким детям повысились. Создаются разные сообщества и движения, где можно не просто участвовать в олимпиадах, а проявлять креативность, активность, творческий потенциал, лидерские качества - все то, что обычно в олимпиадах не сильно учитывается. Это, безусловно, хорошо, ведь еще несколько лет назад таких возможностей не было. Но опять получается так, что все эти активности доступны для детей от 14 лет, то есть для тех, у кого и так уже много всего, а для более младших - опять сиди и жди. Конкретно мы не сидим, конечно, и не ждем, а двигаемся самостоятельно, но я прекрасно осознаю, что не все родители такие как я, и дети, которые ничем не хуже, чем Саша - остаются не у дел, да и потом, когда уже приходит время - они могут просто не знать о том, что есть какие-то возможности.

Еще один момент - даже те, кто хочет поддержать одаренных детей, часто не очень понимают, про что идет речь. У нас сложилось в обществе мнение, что одаренные - это те, кто выигрывают олимпиады и конкурсы. Но, к сожалению, олимпиады - это часто всего лишь задачи, которые можно разобрать и научиться их решать. Да, это требует интеллекта, усидчивости и развитых способностей, но для меня одаренность - это все-таки желание, стремление и умение создавать нечто новое - сначала для себя, а потом для мира. А решение задач - это все-таки не совсем оно, особенно, когда задачу требуется решить строго определенным образом, а не придумать свой ход решения.

Я поддержку одаренных детей вижу несколько иначе, чем организаторы всех этих активностей, но я при этом понимаю, почему так происходит - невозможно охватить большое количество детей, не систематизировав процессы, а заниматься отдельными личностями, выбивающимися из большинства - нерентабельно в масштабах страны. Это все понятно и адекватно. Но процессы идут, во всяком случае - я вижу, что мое мнение уже хотят выслушать (раньше это было из области фантастики) и кое-где даже пытаются его внедрить, просто это довольно сложно и потребует не один день. Но, возможно, другим детям уже будет в чем-то проще.

Мы нашли свою нишу, практически индивидуальную. Некоторые вещи с участием Саши происходят впервые - например, его участие во взрослых форумах, где его мнение идет наравне со мнением взрослых. Это прогресс. Он участвует в проектах, куда детей раньше не впускали по определению, но с ним решили попробовать - это тоже прогресс, это значит, что меняется сознание в целом.

Просто мы сами идем на ощупь, пытаясь понять, а что же будет адекватно его возможностям, и что можно сделать в этом направлении. Кое-что получается.

Ну, и еще мне нравится, что многие люди отказываются от идеи прыгать через классы в школе и ищут другие пути развития наравне с обычной учебой. Я не раз получала сообщения, что, посмотрев на нас, люди передумали перескакивать классы и пошли на какие-то необычные кружки, где ребенок приобретает другие навыки. Это тоже из разряда изменения отношения к одаренности - потому что раньше бытовало единственное мнение, что одаренного надо загрузить по полной разными книгами и пусть реализуется через знания. Сейчас я лично стала чаще встречать мнение, что лучше пусть будет нормальным веселым человеком, знания никуда не убудут. Но в данном случае все же это не моя заслуга, конечно.

Вопрос развития одаренного ребенка, как и обычного, очень комплексный и не простой. Сейчас лично мне стало проще - не знаю уж, потому ли что Саша подрос и его стали больше принимать всерьез, или потому что реально времена изменились, но я вижу перемены. Главное, чтоб не забыли, что эти дети - тоже люди и у них тоже есть потребности. Я, кроме поиска возможностей, пытаюсь еще продвигать и профилактику выгорания и в целом адекватного отношения к деятельности».

Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
  • 2. СМИ пишут, что благодаря Саше вся ваша семья переехала из Торжка в Москву. Если можно, то расскажите об этом поподробнее.

«Это произошло после выпуска «Лучше всех» в 2016 году. Чтоб интереснее преподнести знания, там придумали, что Саша будет отвечать на вопросы в формате игры «Кто хочет стать миллионером». И произошла довольно нелепая ситуация, когда Дибров, пытаясь пошутить, спросил Сашу, на что он будет играть - на деньги или на конфеты (этот момент, конечно, вырезали).

Саша в силу возраста (5 лет ему было) шутку не отразил, выбрал деньги и всю игру думал, что выигрывает деньги. А в конце игры сообщил, что на выигрыш переедет в Москву.

Такого, конечно, никто не ожидал, я тоже - мне даже в голову это не пришло, я была в таком же удивлении, что и ведущие. Но, понятное дело, играть на деньги всерьез никто не собирался. Да и странно это было бы - другим детям давали только медаль, а нам с какой-то стати три миллиона? Но просто Саше заронили эту мысль, он воспринял её всерьез и даже прикинул, куда он мог бы эти деньги потратить, рачительный мальчик.

У меня лично никаких претензий к передаче не было и нет, это просто нелепый случай. Но из-за этого все и вышло в итоге.

Сашино расстройство, когда вынесли чемодан с монетками, увидел Павел Николаевич Грудинин, и решил, что он может помочь этому мальчику осуществить желание. Он по собственной инициативе поставил своим работникам задачу нас разыскать и сделал нам предложение, от которого мы не смогли отказаться. У него в организации тогда была программа, по которой работникам выдавали жилье в рассрочку без процентов. Взять ипотеку на Московскую квартиру нам на тот момент не позволяли торжокские зарплаты, а предложение с рассрочкой оказалось очень кстати. Так что мы живем в квартире и постепенно выплачиваем ее стоимость. Так что Павел Николаевич нам оказал большую поддержку и помощь. Ну, и Саша учится в школе, которую тоже построил Грудинин, это инженерный корпус, современный, красивый и прогрессивный».

Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
  • 3. В одном из интервью Вы говорили, что Саша помимо учебы в школе и программирования, ходит в цирковую студию, а еще недавно стал заниматься битбоксом (музыкальное направление, когда звуки издаются ртом и складываются в ритмы). Скажите, в цирковой студии он решил освоить трюки иллюзионистов/фокусников или что-то другое?

«Саша по жизни много чем занимается, в общем-то. Во-первых, потому что ему интересно, он быстро все схватывает и много успевает. А во-вторых, потому что у него есть тенденция сильно зависать в чем-то сложном, и я пытаюсь предлагать ему что-то интересное и энергичное, чтоб он не сидел целыми днями за компьютером. Его особенность глубоко погружаться в то, что особенно увлекает я заметила еще в очень раннем возрасте. Он в год мог по 30-40 минут сидеть и перекладывать Квадраты Никитиных, это было первое увлечение. А к 4 годам его «погружения» стали пугать - он мог в прямом смысле просидеть несколько часов над Таблицей Менделеева, сопоставляя разные данные по элементам, пытаясь разобраться в том, что там указано.

Я тогда подумала, что это как-то немножко даже страшно - а вдруг это сведет его с ума? Хотя он при этом ходил в детский сад, любил общаться с детьми. Но мы стали ходить еще на цирковую студию (еще в Торжке, ему было 4 года). Ему нравилось там, он вообще довольно подвижный всегда был и энергичный, несмотря на интеллектуальные заморочки. И мне нравилось, что в цирке много сложных для координации активностей.

А Саше тоже нравилось, хотя он сильно не старался, если честно - просто нравилось бегать, прыгать, кувыркаться, стоять на голове.

Когда мы переехали - тут тоже оказалась цирковая студия, но тут поменьше было акробатики и больше всякой эксцентрики.

Он увидел моноцикл (велосипед с одним колесом) и загорелся, захотел научиться на нем ездить. И научился! В 7 лет.

Теперь иногда катается по улицам даже. Умеет даже ездить и жонглировать, или крутить всякие жезлы. Неплохо развил координацию, конечно.

Но это не было какой-то особой целью - просто нравится и все, интересно и плюс - движение. Правда, цирк сейчас у нас отсутствует, там были проблемы с помещением.

Но в этом году Саша стал ходить на брейкданс - там и акробатика, и активное движение опять же. Ему понравилось, хотя изначально танцы не привлекали. А я рада, что не сидит бесконечно.

Ну, еще в бассейн ходит плавать - не для рекордов, для себя. Одно время даже ходил на секцию по водному поло, но время перестало совпадать.

В разные годы у него было много разных кружков - и попробовать интересно, и в целом он любит всякую движуху. Просто из интереса. И театральная студия была, даже на английском языке. Но только для младших классов, и поэтому, когда он перешел в пятый - студию пришлось оставить.

Еще было рисование эбру (на воде) и бумажная архитектура. И битбокс тоже, да, это очень необычно и полезно для артикуляционного аппарата. Да много чего у него было, как у многих детей из нашего окружения.

И многое было бы и до сих пор, просто времени не хватает. Хочется в выходные с друзьями в настолки поиграть, сейчас вот раз в месяц ездим на Мафию с детьми-актерами, очень интересно у них получается.

Плюс разные выступления - это он тоже очень любит, никогда не отказывается, если где-то выступить предлагают. Причем, он выступал в разных жанрах - и как циркач, и немного пел, и лекции читал и стихи, и как ведущий себя пробовал. Недавно экспериментировал - выступал со стендапом, получилось очень удачно, был очень довольный.

Это все делается не ради достижений, рекордов и аплодисментов, а потому что интересно. Почему бы не попробовать себя в чем-то новом, если есть возможность?

Кстати, фокусы тоже иногда показывает - просто потому что может. Это тоже интересно и ему и другим».

Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
Александр Кравченко. Фото предоставлено мамой
  • 4. Понимаю, что ещё, рано говорить о планах на будущее, но, может быть, Саша уже рассказывал о том, в какой ВУЗ он бы хотел поступить?

«Насчет ВУЗа все сложно, если честно. У Саши теперь есть несколько взрослых друзей-программистов, и они ему уже рассказали, что вряд ли в ВУЗе его научат чему-то нужному, во-всяком случае, в Российском (речь исключительно о программировании).

Тема эта очень спорная, конечно, но да, я много слышала мнений, что российские ВУЗы очень сильно отстают от реальности в плане IT, и надо сто раз подумать, где и чему учиться, особенно, когда почитаешь отзывы о престарелых преподавателях, которые учат писать код на бумажках. Поэтому сейчас Саша склоняется к тому, что если и пойдет учиться в ВУЗ - то на какую-то другую специальность, а не на программиста.

Но я думаю, что за 5 лет, которые ему еще предстоит учиться в школе - может что-то поменяться. Плюс есть же разные смежные специальности, где научные сферы соединяются с программированием. Есть еще разная кибербезопастность, криптология и прочие вещи. Так что я думаю, будет что-то связанное с технологиями, но пока сложно сказать, что именно».

  • 5. Самая неожиданная просьба, с которой сын обращался к вам?

«Да у него много неожиданных просьб по жизни. Когда ему было 4 года, он очень долго, несколько месяцев спрашивал, не можем ли мы организовать Большой взрыв, чтоб он мог посмотреть, как зародилась Вселенная. Причем, ему очень хотелось по-настоящему, чтоб прям в космосе, чтоб газо-пылевое облако и сингулярность. Потом стал говорить, что создаст машину времени и первым делом полетит к моменту Большого взрыва. Это была самая настоящая большая мечта!

Довольно постоянная просьба у него - чтоб он кого-нибудь чему-нибудь учил. Впервые он тоже про это заговорил еще в неполные 5 лет, поэтому мы тогда даже сняли несколько роликов по математике. Но это желание у него не пропадает - он уже и химии детей учил, и программированию, причем на разных языках, и вот теперь еще и лекции читать стал.

Иногда просит какие-то необычные подарки. Например, на 11 лет на полном серьезе попросил подарить ему квантовый генератор случайных чисел».

  • 6. Что Вы, как мама, которая воспитала такого талантливого сына, могли бы посоветовать другим родителям?

«Я всегда советую одно и то же - смотрите на своего ребенка и давайте ему то, что хочет он сам, а не вы. Не смотрите на других детей - даже если вам очень сильно хочется, чтоб ваш ребенок был, как чей-то другой, это невозможно.

Каждый ребенок (как и каждый человек) - имеет свою судьбу, свою органику и свои желания и возможности. Мне иногда пишут с просьбой посоветовать ресурсы, чтоб стать «как Саша». Я не знаю, зачем им «как Саша» - если их ребенок может быть талантлив совершенно в другой сфере, и он по определению другой человек. Не надо быть как кто-то, даже если этот кто-то вам очень нравится.

Я всегда рассказываю о том, что я очень хотела, чтобы Саша был музыкантом. Я и сейчас хотела бы! Мне кажется, это так здорово, когда парень умеет на чем-то играть, когда он поет, когда он артистичен и романтичен. Мне это очень нравится! Но Саша - не такой.

Он не хочет быть музыкантом, и хотя он даже немного поет - его это совсем не так привлекает, как меня. Но зато он большой фанат программирования. У него это отлично получается, и он это чувствует просто на интуитивном уровне. Меня программирование не воодушевляет, я не понимаю, что там может быть такого интересного, но причем тут мое мнение? Это же его жизнь, и значит, он должен заниматься тем, что нравится ему, а не мне. А я могу только помогать и все.

Так что пусть ваши дети занимаются тем, что им интересно - это лучшее, что вы можете им дать!»

P.S Ещё Лидия уточнила, что Саша никогда не сотрудничал со Сколково, и даже пока еще там ни разу не был. Исследование лекарства от рака проводилось не на базе Сколково, это было приглашение из другой страны. Мальчик помогал разрабатывать искусственный интеллект для обсчета результатов.